Одна из старейших французских мануфактур художественного хрусталя Daum, расположенная в небольшом французском городке Нанси, что в нескольких часах езды от Парижа, была основана юристом Жаном Домом в 1878 году. Небольшую стекольную фабрику он получил в качестве уплаты за долги и смог на ее базе создать семейное предприятие, которое быстро стало одним из главных производителей художественного стекла во Франции.
На волне популярности хрусталя компания отказалась от создания предметов из обычного стекла, возродив технику pâte de verre (фр. «тесто из стекла»), известную со времен Древнего Египта. Процесс сложный и многоступенчатый. Он начинается с карандашного эскиза и глиняного слепка, затем в несколько этапов дорабатывается шаблон будущей хрустальной скульптуры. На основе финального воскового макета создается гипсовая форма. Ее помещают в специальную печь, где воск плавится и вытекает через заранее сделанное отверстие — это уникальная техника утраченного воска, которая используется на мануфактуре по сей день. Наконец, форму заполняют хрустальной крошкой, которая несколько дней плавится при высокой температуре в печи. Эту технологию не применяют больше нигде в мире, и именно она принесла компании небывалую славу.
Недавно хрустальное царство Daum пополнилось новой коллекцией Cavalière (фр. «всадница»). Первой ее представительницей стала скульптура «Андалузская наездница», воплощающая собой сплетение культурных особенностей Андалусии — южного региона Испании, родины страстного фламенко и опасной корриды. Хрустальная наездница одета в традиционный наряд для конных соревнований traje de Amazona: приталенное платье и шляпу с широкими плоскими полями sombrero cordobés. Невероятную реалистичность скульптуре придают маленькие, четко очерченные детали: тончайшие хрустальные поводья, тонкая линия туго собранной гривы лошади, пушистая кисточка на ее голове, движущиеся складки платья. Такая ювелирная точность возможна как раз благодаря технике утраченного воска, которую используют при создании финального шаблона будущей скульптуры. Тело лошади и полы платья всадницы темно-янтарные с коричневыми вкраплениями, остальные части скульптуры нежно-персиковые, что делает семикилограммовую работу визуально почти невесомой. Хрустальная всадница выпущена ограниченным тиражом в 75 экземпляров.
Обновление получила и культовая коллекция Cavalcade, где образ лошади становится центральным мотивом. Мастера Daum создали новые произведения из этой коллекции: две высокие вазы и блюдо для фруктов. Динамичные композиции изображают табун разгоряченных лошадей в движении. Их развевающиеся гривы и грациозные тела сливаются в мощном вихре, превращаясь в необузданную стихию. Для новых работ выбрана янтарно-коричневая цветовая палитра. Все три модели выпущены ограниченной серией; больше всего ваз высотой 38 см — 500 экземпляров, тираж остальных работ примерно в три раза меньше.
Одной из важнейших концептуальных особенностей Daum можно назвать любовь к коллаборациям с деятелями искусства. Многие знаменитые художники, скульпторы и дизайнеры приложили руку к созданию произведений мануфактуры: Эмиль Галле, Луи Мажорель, Виктор Пруве, Сальвадор Дали, Филипп Старк, Ричард Орлински и другие. В этом году мануфактура исследует тему женственности вместе с французским скульптором Натали Сеген.
Новое произведение Paloma изображает танцовщицу фламенко, вновь отсылая к культуре Андалусии. Мягкое звучание испанского имени Палома идеально сочетается с его значением — «голубь». Сложенные за спиной руки хрустальной «голубки» напоминают крылья, по ним будто стекает струящийся мантон — специальная шаль для фламенко. Изображение движущейся ткани в скульптурах — изюминка работ Натали Сеген. Произведение воспевает женскую грацию и красоту: волосы танцовщицы по традиции собраны в аккуратный низкий пучок, тело изящно изогнуто, платье подчеркивает утонченную фигуру. Янтарный и грейпфрутовый оттенки скульптуры передают пылкий характер танца. Чувственная Paloma также выпущена ограниченной серией в 75 экземпляров.