Возможно ли по ежегодным выпускам Cosmoscow проследить, как развивается российский арт-рынок?
Да, конечно. На протяжении более чем десяти лет мы, без преувеличения, находимся во главе многих процессов, связанных с развитием нашего арт-рынка. При запуске Cosmoscow было много разговоров в духе: «Зачем нам ярмарка? У нас же ничего нет — ни коллекционеров, ни достаточного количества галерей, ни художников». Еще говорили, что российские коллекционеры якобы «не любят и не понимают абстракцию». Но я много общалась с представителями международного арт-сообщества и слышала слова поддержки: если ничего не делать, то ничего само собой и не появится — нужно самим развивать арт-сферу. Идет время, и мы видим, что расширяется наша аудитория, развиваются вкусы: на Cosmoscow хорошо продается и абстракция, и видео-арт, и другие «нестандартные» медиа.
Искусствовед, основатель и директор Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow
Родилась в Иркутске
Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова
2000–2010 занимала пост управляющего директора Kit Finance Private Banking, руководила созданием корпоративной коллекции современного искусства, а также изданием архитектурного журнала «Проект Классика»
2010 основала и впервые провела Международную ярмарку современного искусства Cosmoscow
2017 учредила Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow
Какие на Cosmoscow критерии отбора для галерей и вообще искусства? Что точно не попадет на стенды?
Для нас принципиально важно, что ярмарка является курированной. Важно, чтобы она высоко оценивалась и на уровне экспозиций каждого отдельно взятого стенда, и как целое. Поэтому у нас есть определенные требования к заявкам. Отбор осуществляет экспертный совет. (В совет входят галеристы Елена Селина и Эльвира Тарноградская, искусствовед Ирина Горлова, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Свои кураторы есть и у каждой секции ярмарки. — TANR.) Он смотрит в том числе на программу каждой галереи: каких художников она представляет (в течение последних лет, а не только в заявке), какие выставки там проходят.
Что точно не попадет на ярмарку? Сложно описать словами то, что связано с категорией вкуса. Однако я понимаю, что наши эксперты отдают предпочтение более профессиональному, концептуальному искусству с точки зрения формы и идей.
На ярмарке можно по QR-кодам узнать информацию о галереях, художниках, ценах — это очень удобно. Какие еще возможности дает платформа TEO by Cosmoscow?
TEO by Cosmoscow — это маркетплейс, который существует 365 дней в году, 24/7. Он больше и шире, чем онлайн-ярмарка, которая раз в год проходит параллельно с нашим офлайн-событием. У современных людей насыщенная жизнь, поэтому необходимо иметь под рукой такой инструмент, который позволяет круглый год, не выходя из дома, знакомиться с хорошим современным искусством. Мы запустили эту платформу в 2020 году, в пандемию, однако задумали мы ее раньше, можно сказать предугадав онлайн-времена. Причем тут мы были одними из первых и уже потом увидели, что у многих других ярмарок по всему миру появились свои онлайн-платформы.
Если говорить именно про онлайн-ярмарку, то она начинается на неделю раньше и идет на неделю дольше, чем основной проект, так что люди могут заранее прицениться и изучить то, что будет представлено на стендах. Это экономит время. У людей разные предпочтения: кто-то любит общаться непосредственно с галеристами, а кому-то удобнее покупать через автоматизированную систему. Мы создали технологичную и удобную платформу: всю необходимую информацию и изображения загружают сами галереи, используя понятную инструкцию.
Cosmoscow базируется в Москве, что обыгрывается и в самом названии. А насколько насущным вопросом является представленность на ярмарке региональных галерей?
Не могу сказать, что количество стендов галерей из других городов существенно выросло за годы проведения ярмарки (по объективным причинам), но, безусловно, мы уделяем особое внимание региональным игрокам, потому что понимаем, что для них это непростая задача, ведь в регионах заниматься галерейной деятельностью гораздо сложнее. И несмотря на это, там тоже появляются и функционируют очень хорошие галереи с классными программами.
А есть ли у вас намерения расширяться в сторону регионов?
Все, что мы делаем, мы делаем очень осознанно, а не для того, чтобы просто завоевать очередную территорию и поставить галочку. Какие-то проекты складываются на протяжении многих лет. Вы знаете, например, ярмарку молодого современного искусства blazar — это наш совместный проект с командой Sample. И вырос он из того, что на Cosmoscow в течение нескольких лет была секция Discovery, посвященная молодым галереям. Мы предоставляли им стенды на льготных условиях. У этого есть своя логика: цены на молодых авторов ниже, другая экономика. Со временем спрос на эту секцию стал таким высоким, что наступила пора выводить ее в отдельную ярмарку, которая теперь успешно развивается и подготавливает для нашего рынка молодые таланты. В этом году blazar исполняется пять лет. То же самое я могу сказать про регионы. У нас есть мысли на этот счет, но мы не собираемся начинать какую-то географическую экспансию просто потому, что можем. Сейчас мы поддерживаем регионы через осуществление программ Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Например, «институцией года» часто становятся именно региональные институции.
А в целом почему фонд ежегодно выбирает именно «художника года», «музей года» и «институцию года», а не, скажем, галерею или коллекционера — соответственно контексту художественной ярмарки?
Это выкристаллизовалось в рамках некоммерческой программы, которой мы решили обогатить основную, чтобы посетители могли увидеть как можно больше всего, что связано с современным искусством у нас в стране. Наш фонд Cosmoscow финансово поддерживает победителей программ. «Художнику года» выделяется грант, на который он готовит специальный проект. Мы показываем его в рамках ярмарки, используя собственные коммуникационные ресурсы, что позволяет художнику получить больше внимания к нему, к его творчеству. (В этом году «художником года» названа Александра Гарт. — TANR.) «Музею года» оказывается финансовая поддержка, делаются закупки в коллекцию за счет средств фонда. В этом году им стал нижегородский «Арсенал», Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина. У них есть задача развивать библиотеку, и мы целенаправленно выделяем средства на это. Кроме того, программой «Музей года» мы показываем покупателям современного искусства, что оно интересно музейным институциям. А выбирая «институцию года» (на этот раз ею назван Центр городской культуры в Перми. — TANR), мы рассказываем широкой аудитории о разных, в том числе малоизвестных, культурных центрах и инициативах. Для галерей же у нас есть «Стенд года», а для коллекционеров — традиционная часть некоммерческой программы под названием «Глазами коллекционера», которая позволяет посетителям познакомиться с коллекциями тех, кто сделал выбор в пользу современного искусства и последовательно его поддерживает.
Что сегодня позволяет ярмарке сохранять статус международного события?
Если событие приобретает статус международного, то оно не может автоматически его лишиться. Это связано с узнаваемостью проекта, а о Cosmoscow знают многие арт-профессионалы во всем мире. Кроме того, у нас по- прежнему представлены международные художники. Что касается галерей, то для них участие или неучастие — это серьезный вопрос, связанный со своими рисками, бюджетами, затрудненной логистикой. Поэтому решение принимают сами галеристы с учетом всех текущих обстоятельств. В предыдущие годы мы даже не особенно инициировали приглашение зарубежных галерей. Но мы продолжаем поддерживать контакты с зарубежными коллегами и надеемся, что в ближайшее время на ярмарке будут представлены международные участники. Возможно, даже в этом году.
А покупают ли сейчас русское искусство иностранные коллекционеры? Может, китайцы или арабы?
В предыдущие годы мы привозили группы иностранных коллекционеров, делали для них специальные туры по ярмарке, знакомили с культурной средой Москвы. Наивно полагать, что коллекционеры из других стран бросятся скупать российское современное искусство. Для этого все мы (в том числе государственные институции) должны заниматься целенаправленным продвижением нашего искусства, чтобы его узнали и приняли. Это серьезная и длительная работа по продвижению, продюсированию. Для нас же одна из первоочередных задач — сделать так, чтобы в первую очередь русские коллекционеры ценили и покупали русское искусство. И тогда оно будет расти в цене, тогда и за рубежом в нем увидят потенциал. Если говорить про Китай, то там с конца 1980-х годов существует программа по продвижению современного искусства, в том числе собственного. И видя сегодня цены на произведения китайских художников, можно сделать вывод, что это работает.
Арт-ярмарка — это в каком-то смысле место конкурентной борьбы между галереями. А у самой Cosmoscow конкурентов, в сущности, нет. Как вы думаете почему?
Что касается конкурентной борьбы между галереями, то, на мой взгляд, это не так. Наоборот, для галерей участие в ярмарке — это прекрасный инструмент, позволяющий добиваться синергетического эффекта в плане коммуникаций, обмениваться аудиторией и коллекционерами. Если стенд галереи оказывается рядом с другими крупными, заметными игроками, то это только добавляет ей авторитета и улучшает профессиональное реноме.
А если говорить о конкурентах Cosmoscow, то я действительно считаю, что у нас их нет. И в том плане, что бренд Cosmoscow, по мнению многих, чуть ли не единственный широко известный на рынке современного искусства, и в том, что мы также превратились в уважаемую институцию, которая оказывает существенное влияние на арт- рынок. И этому предшествовала большая, плодотворная, длительная работа в соответствии с выбранной стратегией, глубоким анализом. Нам говорят: это хорошо, что вас начинают копировать, это признак того, что вы движетесь в верном направлении. Я надеюсь, что появление других подобных проектов будет оказывать дополнительное положительное воздействие на развитие нашей отрасли.
Чем, на ваш взгляд, запомнится грядущая, 12-я Cosmoscow?
Каждый из выпусков запоминается чем-то особенным — предугадать, чем запомнится этот, я не могу. Помню, в каком-то году одна галеристка сказала: «Сейчас произошло вот что. Вас признало профессиональное арт-сообщество». А в прошлом году мы чувствовали колоссальную поддержку со всех сторон. В медиа, Тelegram-каналах все говорили о нас — можно сказать, мы получили много дополнительной органической коммуникации, — и это означает, что ярмарка нужна людям, что ее ждут и что она стала частью жизни города. Я знаю, что на Cosmoscow приезжают даже люди из других стран и городов. Это самая высокая оценка нашей работы.