18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Оружейной палате выставка о памятнике, которому не повезло

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Какая судьба ждет монумент императору, поставленный за пару десятков лет до антимонархической революции? Правильно — незавидная. Памятник Александру II в Кремле не сохранился, но Музеи Московского Кремля сберегли память о нем

Со времен Античности любой памятник по определению ставят на века, но лишь немногим удается их простоять. У монумента царю-освободителю, установленного в Кремле в 1898 году, шансов, увы, не было. Но это не значит, что мы не можем вспомнить об этом интересном памятнике и не менее интересной истории его создания. Идея мемориала Александра II (1818–1881) была отражена на фризе галереи, окружавшей памятник: создан он был «доброхотным иждивением русского народа». Слова «краудфандинг» в XIX веке не было, а явление, как видите, было и процветало.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

«На выставке мы впервые рассказываем о грандиозном произведении, первом императорском монументе в Москве, с которым не мог сравниться ни один из памятников, существовавших в то время в городе. Его образ был определен пожеланием импера­тора Александра III: мемориал должен был выгля­деть „просто и священно“. Нам удалось собрать очень редкие эскизы, мемориальные предметы, фрагменты памятника, который, к сожалению, просуществовал так недолго», — цитирует пресс-служба Музеев Московского Кремля директора Елену Гагарину.

В экспозиции, открывшейся в Парадном вестибюле Оружейной палаты, представлены материалы по строительству памятника, эскизные проекты авторов и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с торжествами по случаю открытия мемориала в 1898 году, в том числе планы размещения гостей, памятные жетоны и медали. Перед архитекторами и художниками, участвовавшими в конкурсе на создание монументальной композиции, стояла задача вписать произведение в исторически сложившийся контекст. Глядя на выставленные рядом конкурсные проекты, среди которых макеты Александра фон Бока, Николая Монтандра, Владимира Шервуда, можно пофантазировать, кого бы поддержали доброхотным иждивением вы. Победил тем не менее проект художника Павла Жуковского (сына поэта), архитектора Николая Султанова и скульптора Александра Опекушина. Выбор места для памятника был знаковым — на Ивановской площади, напротив Малого Николаевского дворца, места рождения государя.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

В 1918 году фигуру царя скинули с постамента; ровно десять лет спустя разобрали и всю конструкцию. Через год снесли дворец и оба монастыря, выходившие на площадь. Остался (и показан на выставке) интересный артефакт — камень, на сторонах которого начертано золотом: «Из этого камня сложен памятник Цаpю Освободителю Госудаpю Импеpатоpу Александpу II 15 августа 1898 года». Этот предмет никогда ранее не экспонировался, и сведения о нем не публиковались.

Музеи Московского Кремля 
«История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле»
11 октября — 27 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+