18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Оружейной палате выставка о памятнике, которому не повезло

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Какая судьба ждет монумент императору, поставленный за пару десятков лет до антимонархической революции? Правильно — незавидная. Памятник Александру II в Кремле не сохранился, но Музеи Московского Кремля сберегли память о нем

Со времен Античности любой памятник по определению ставят на века, но лишь немногим удается их простоять. У монумента царю-освободителю, установленного в Кремле в 1898 году, шансов, увы, не было. Но это не значит, что мы не можем вспомнить об этом интересном памятнике и не менее интересной истории его создания. Идея мемориала Александра II (1818–1881) была отражена на фризе галереи, окружавшей памятник: создан он был «доброхотным иждивением русского народа». Слова «краудфандинг» в XIX веке не было, а явление, как видите, было и процветало.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

«На выставке мы впервые рассказываем о грандиозном произведении, первом императорском монументе в Москве, с которым не мог сравниться ни один из памятников, существовавших в то время в городе. Его образ был определен пожеланием импера­тора Александра III: мемориал должен был выгля­деть „просто и священно“. Нам удалось собрать очень редкие эскизы, мемориальные предметы, фрагменты памятника, который, к сожалению, просуществовал так недолго», — цитирует пресс-служба Музеев Московского Кремля директора Елену Гагарину.

В экспозиции, открывшейся в Парадном вестибюле Оружейной палаты, представлены материалы по строительству памятника, эскизные проекты авторов и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с торжествами по случаю открытия мемориала в 1898 году, в том числе планы размещения гостей, памятные жетоны и медали. Перед архитекторами и художниками, участвовавшими в конкурсе на создание монументальной композиции, стояла задача вписать произведение в исторически сложившийся контекст. Глядя на выставленные рядом конкурсные проекты, среди которых макеты Александра фон Бока, Николая Монтандра, Владимира Шервуда, можно пофантазировать, кого бы поддержали доброхотным иждивением вы. Победил тем не менее проект художника Павла Жуковского (сына поэта), архитектора Николая Султанова и скульптора Александра Опекушина. Выбор места для памятника был знаковым — на Ивановской площади, напротив Малого Николаевского дворца, места рождения государя.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

В 1918 году фигуру царя скинули с постамента; ровно десять лет спустя разобрали и всю конструкцию. Через год снесли дворец и оба монастыря, выходившие на площадь. Остался (и показан на выставке) интересный артефакт — камень, на сторонах которого начертано золотом: «Из этого камня сложен памятник Цаpю Освободителю Госудаpю Импеpатоpу Александpу II 15 августа 1898 года». Этот предмет никогда ранее не экспонировался, и сведения о нем не публиковались.

Музеи Московского Кремля 
«История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле»
11 октября — 18 декабря

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+