18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучше меньше, да лучше: сюжетная миниатюра в Павловске

Жан-Анри Беннер. «Портрет великой княжны Екатерины Павловны». 1823. Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Жан-Анри Беннер. «Портрет великой княжны Екатерины Павловны». 1823.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Екатерина II Алексеевна, Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна. Что объединяет этих августейших особ, помимо того, что они — августейшие особы? Выставка в ГМЗ «Павловск» дает ответ

Первая — императрица, остальные три — супруги императоров Павла I, Александра I и Николая I соответственно. Помимо очевидных фактов, которые объединяют этих женщин, есть один неочевидный: все они коллекционировали сюжетные миниатюры. Во-первых, это было модно: кабинеты, где выставлялись миниатюры, появились в XVI веке и существовали почти до конца XIX века. Во-вторых, удобно: предметы из коллекции можно брать с собой хоть в путешествие, хоть в спальню. В-третьих, красиво: часто миниатюры представляли собой воспроизведение знаменитых больших картин. Создавались они с использованием различных техник: акварели, гуаши на слоновой кости или пергаменте, а также эмали (финифть).

Неизвестный мастер XVIII в. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима». По картине Рембрандта.  Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Неизвестный мастер XVIII в. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима». По картине Рембрандта.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»

Собрание Государственного музея-заповедника «Павловск» уникально тем, что сохранилось на своем историческом месте. В нем 130 миниатюр, и половина из них попала на выставку. Вплотную занявшись темой сюжетной миниатюры, куратор выставки, старший научный сотрудник ГМЗ «Павловск» Нина Стадничук, обнаружила нехватку литературы, особенно по сравнению с миниатюрой портретной. «Открылись многие подписи, но мы ничего не можем сказать об этих художниках. Этим видом искусства очень мало занимались», — рассказала куратор.

Государственный музей-заповедник «Павловск»
«Сюжетная миниатюра XVII–XIX вв. Из коллекции четырех императриц»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+