18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культура благотворительности

Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Мы начинаем цикл публикаций о деятельности Благотворительного фонда Владимира Потанина, которому исполнилось 25 лет. Как работает одна из самых эффективных благотворительных организаций страны?

На протяжении четверти века Благотворительный фонд Владимира Потанина объединяет вокруг себя активных, творческих профессионалов в креативных индустриях, современном искусстве, музейном деле, охране культурного наследия во всех регионах нашей страны, помогая создавать питательную среду для появления новых идей, обмена опытом, развития социально значимых проектов, личного профессионального роста.

Грантовая поддержка

В течение октября мы расскажем истории успеха победителей конкурса «Креативный музей», который объединяет музейщиков и представителей творческих индустрий в регионах для производства культурного контента и креативных продуктов нового качества. Нас ждет встреча с командами Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи и Тольяттинского краеведческого музея.

Конкурс «Креативный музей» — часть обширной программы «Музей без границ». В нее также входит конкурс «Музей 4.0».

Заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Ксения Белькевич на церемонии награждения победителей грантового конкурса. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина/Анастасия Замятина
Заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Ксения Белькевич на церемонии награждения победителей грантового конкурса.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина/Анастасия Замятина

Он помогает развиваться самим музеям, делать музей местом интересного и комфортного пребывания не только для посетителей, но и для сотрудников. Внедрение новых подходов, обмен опытом между музеями — все это как раз про «Музей 4.0». Быстро растет и развивается конкурс «Индустриальный эксперимент». Гранты здесь направлены на помощь музеям и организациям, которые занимаются сохранением культурного наследия, на программы по трансформации индустриальных объектов — от фабрик и заводов до вокзалов, мельниц, мостов и радиобашен. Вся эта инфраструктура ждет идей, которые могли бы вдохнуть в нее новую жизнь. И наконец, сотрудники государственных, муниципальных и частных музеев, а также организаций, ведущих деятельность в сфере культуры и образования, могут участвовать в конкурсе «Профессиональное развитие».

Исследования

Фонд Потанина не только выдает гранты. Чтобы правильно распределять ресурсы, надо хорошо понимать современные явления и тренды в том же музейном деле, искусстве, образовании, креативных индустриях. Интересных и важных исследований у фонда много. Например, «Культура счастья» — трехлетний проект в восьми городах и одном селе, от Выборга до Перми и от Архангельска до Астрахани. Команда социальных антропологов исследовала гипотезу о связи между культурой и социальным благополучием. Проще говоря, делает ли культура человека счастливее? Три года исследований не рекорд. С 2017 года по инициативе и при поддержке фонда коллектив преподавателей Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), а также региональные и международные эксперты пять лет изучали культурную жизнь 30 российских городов, ее ключевые тенденции и векторы, местную специфику процессов, которые в них происходят. В 2024 году вышла книга «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре».

В 2024 году вышла книга «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре». Фото: Дарья Нестеровская
В 2024 году вышла книга «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре».
Фото: Дарья Нестеровская

А по итогам изучения темы музейного волонтерства фонд издал сборник «Волонтеры в музее». Проанализированные в нем кейсы помогают музейным работникам найти ответы на практические вопросы о том, как сформировать волонтерскую команду, которой можно доверять, и построить долгосрочные отношения с добровольными помощниками.

А еще на сайте фонда есть целая библиотека художественных изданий и мультимедиа, посвященных музейным архивам и коллекциям, региональным культурным центрам.

Продвижение

Недостаточно просто помогать, заботиться, изучать. Открытость и прозрачность — один из главных способов повысить доверие к работе некоммерческой организации и сделать благотворительность профессиональной. В фонде стараются избегать применения узкоспециальных терминов без необходимости. Это позволяет погрузиться в деятельность фонда не только тем, кто уже с ней знаком, но и всем желающим.

Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Проверенный способ коммуникации с широкой аудиторией — документальное кино. Последние два года на телеканале «Россия Культура» идет показ документального цикла «Музеи без границ». Вышло восемь фильмов о больших и маленьких музеях страны, которые получили поддержку Фонда Потанина: Музей пастилы в Коломне, Музей современного искусства PERMM в Перми, «Альтес Хаус» и «Дом китобоя» в Калининграде и другие. А уже осенью этого года состоится премьера полнометражного документального фильма «Мануфактура культуры», который также можно увидеть в рамках нашего фестиваля фильмов об искусстве The ART Film Festival 23 октября в Третьяковке в Самаре, 2 ноября в московском Центре «Зотов» и «Пермской синематеке». Жители пяти регионов России рассказывают о своем опыте преобразования индустриальных объектов в креативные кластеры и творческие пространства, которые привлекают местное сообщество и туристов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+