18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Византийские монеты выставили в Музее Международного нумизматического клуба

Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

«Византийская симфония» не о музыке: словом «симфония» обозначают принцип согласия между светской и церковной властью. Как этот принцип воплотился в византийских монетах и почему с их помощью было невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу?

Главной темой выставки в Музее Международного нумизматического клуба (Музей МНК) стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Несколько веков на одной стороне монеты, предмета светского, чеканили изображение императора, а на другой — фигуры и лики Христа, Богоматери и святых. «Монеты стали воплощением византийского принципа власти — симфонии, то есть согласия, земного и небесного, власти императора над миром и Бога над императором, — рассказывает куратор выставки Богдан Берковский. — Такой дуализм кажется теперь удивительным. В этом случае невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу, ведь царь земной и царь небесный отчеканены на одной монете».

В экспозиции более 500 предметов, среди которых не только нумизматические памятники, но и резьба по камню, художественный металл, манускрипты и иконы. И одна из важных задач выставки — показать, что монеты проявляют смыслы, заложенные во всей византийской культуре, что они подчиняются тем же иконографическим и эстетическим законам, которым подчиняется византийское изобразительное искусство в целом.

Солид Юстина II. 565–578. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Юстина II. 565–578.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Как у монеты две стороны, так и выставка делится на две большие части, продолжает Богдан Берковский. Одна — это портретная галерея императоров IV–XVI веков, удивительная своей полнотой. На аверсах можно найти лица Юстиниана I Великого, при котором Византия пережила наивысший расцвет, и Юстиниана II Курносого, известного своей жестокостью. В этом ряду есть и редкие монеты с изображением узурпаторов, едва успевавших за время короткого правления отчеканить золотые солиды с собственным портретом. Есть монеты периода иконоборчества, когда идея божественности императора отвергалась.

Императрица Ирина, восстановившая иконопочитание, первая женщина, правившая Византией самостоятельно, приказала отчеканить свое лицо на обеих сторонах монеты.

Второй раздел выставки посвящен духовной «стороне». Здесь много произведений других видов искусств, что подчеркивает иконографические связи нумизматики с ювелирным искусством, иллюминированными рукописями, а также гео­графические и политические связи Византии с миром. Тут представлены мелкая пластика из металла и древнерусский резной камень, панагии, или резные иконки, с изображением Дмитрия Солунского и сюжета на тему чуда Георгия о змие, лампада XII–XIII века (эти предметы предоставлены Русским и Историческим музеями); икона со сканью и дискос с каменьями XVI века из Новгородского государственного музея-заповедника. Шедевр, который экспонируется едва ли не впервые, — лист из константинопольской псалтири с миниатюрой, изображающей Христа.

Солид Константина IV. 668–685.  Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Константина IV. 668–685.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Еще одна тема выставки — «культурный транзит», копирование и перенос образов. В этом разделе — монеты турок династии Артукидов, правивших в Палестине и Сирии в XII–XV веках; они прямо копировали византийские (и даже античные) монеты. Удивительное соседство представляют «змеевики» — медальоны, на лицевой стороне которых изображены христианские святые, а на обороте — змееголовые или змее­ногие античные божества. Показаны монеты Латинской империи и редчайший златник князя Тмутараканского Олега (в крещении Михаила), активного участника княжеских междоусобиц Средневековой Руси.

«Византийская симфония» — пример мультидисциплинарной экспозиции, в которых Музей МНК не замыкается на своей узкой специализации, нумизматике, а стремится представить широкую картину эпохи, ее истории и культуры. 

Музей Международного нумизматического клуба
«Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
До 30 сентября 2025

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+