18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Византийские монеты выставили в Музее Международного нумизматического клуба

Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

«Византийская симфония» не о музыке: словом «симфония» обозначают принцип согласия между светской и церковной властью. Как этот принцип воплотился в византийских монетах и почему с их помощью было невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу?

Главной темой выставки в Музее Международного нумизматического клуба (Музей МНК) стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Несколько веков на одной стороне монеты, предмета светского, чеканили изображение императора, а на другой — фигуры и лики Христа, Богоматери и святых. «Монеты стали воплощением византийского принципа власти — симфонии, то есть согласия, земного и небесного, власти императора над миром и Бога над императором, — рассказывает куратор выставки Богдан Берковский. — Такой дуализм кажется теперь удивительным. В этом случае невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу, ведь царь земной и царь небесный отчеканены на одной монете».

В экспозиции более 500 предметов, среди которых не только нумизматические памятники, но и резьба по камню, художественный металл, манускрипты и иконы. И одна из важных задач выставки — показать, что монеты проявляют смыслы, заложенные во всей византийской культуре, что они подчиняются тем же иконографическим и эстетическим законам, которым подчиняется византийское изобразительное искусство в целом.

Солид Юстина II. 565–578. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Юстина II. 565–578.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Как у монеты две стороны, так и выставка делится на две большие части, продолжает Богдан Берковский. Одна — это портретная галерея императоров IV–XVI веков, удивительная своей полнотой. На аверсах можно найти лица Юстиниана I Великого, при котором Византия пережила наивысший расцвет, и Юстиниана II Курносого, известного своей жестокостью. В этом ряду есть и редкие монеты с изображением узурпаторов, едва успевавших за время короткого правления отчеканить золотые солиды с собственным портретом. Есть монеты периода иконоборчества, когда идея божественности императора отвергалась.

Императрица Ирина, восстановившая иконопочитание, первая женщина, правившая Византией самостоятельно, приказала отчеканить свое лицо на обеих сторонах монеты.

Второй раздел выставки посвящен духовной «стороне». Здесь много произведений других видов искусств, что подчеркивает иконографические связи нумизматики с ювелирным искусством, иллюминированными рукописями, а также гео­графические и политические связи Византии с миром. Тут представлены мелкая пластика из металла и древнерусский резной камень, панагии, или резные иконки, с изображением Дмитрия Солунского и сюжета на тему чуда Георгия о змие, лампада XII–XIII века (эти предметы предоставлены Русским и Историческим музеями); икона со сканью и дискос с каменьями XVI века из Новгородского государственного музея-заповедника. Шедевр, который экспонируется едва ли не впервые, — лист из константинопольской псалтири с миниатюрой, изображающей Христа.

Солид Константина IV. 668–685.  Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Константина IV. 668–685.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Еще одна тема выставки — «культурный транзит», копирование и перенос образов. В этом разделе — монеты турок династии Артукидов, правивших в Палестине и Сирии в XII–XV веках; они прямо копировали византийские (и даже античные) монеты. Удивительное соседство представляют «змеевики» — медальоны, на лицевой стороне которых изображены христианские святые, а на обороте — змееголовые или змее­ногие античные божества. Показаны монеты Латинской империи и редчайший златник князя Тмутараканского Олега (в крещении Михаила), активного участника княжеских междоусобиц Средневековой Руси.

«Византийская симфония» — пример мультидисциплинарной экспозиции, в которых Музей МНК не замыкается на своей узкой специализации, нумизматике, а стремится представить широкую картину эпохи, ее истории и культуры. 

Музей Международного нумизматического клуба
«Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
До 30 сентября 2025

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+