18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нина Гомиашвили: «У любого текстильного произведения, как у Луны, две стороны»

Куратор выставки «Нити. Ткань современного искусства» Нина Гомиашвили.  Фото: ТАСС
Куратор выставки «Нити. Ткань современного искусства» Нина Гомиашвили.
Фото: ТАСС

В фонде Ruarts до 3 ноября продолжается выставка «Нити. Ткань современного искусства». Мы поговорили с куратором Ниной Гомиашвили об истории создания этого проекта и о том контексте, в котором он рождался

В последний год текстиль завоевывал музейное пространство во всем мире, от Москвы до Нью-Йорка. Как вы с проектом «Нити» оказались частью этого процесса?

Это удивительная история. Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts, обратилась ко мне с идеей выставки летом 2023-го. Мы начали аккуратно, не спеша, собирать эту идею. И вдруг на моих глазах в течение года каким-то невероятным снежным комом стал расти интерес к текстильному искусству: и в Москве, и во всем мире — Венеции, Лондоне, Нью-Йорке — одна за другой открывались прекрасные, потрясающие выставки. Я за этим наблюдала с двояким чувством. С одной стороны, было интересно: мы находимся в тренде, а с другой — находиться в тренде — это последнее, к чему лично я стремлюсь. Но так уж получилось, что мы со своей выставкой оказались таким grand finale этой олимпиады текстильного искусства в Москве. Поставили не точку, а восклицательный знак.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Все знают вас как эксперта по фотографии и куратора успешных фотовыставок. В «Нитях» вы погрузились в современное искусство. Как это случилось?

Да, предложение фонда Ruarts было для меня неожиданным, но уже вполне логичным, потому что в это время я как раз готовила выставку «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства, в которой вышла за рамки привычной сферы моих интересов. А с Ruarts я сотрудничала и раньше, и мне приятно, что фонд доверил воплотить замысел, который родился у них в стенах. Они с начала 2000-х собирают свою коллекцию, и в числе первых предметов были произведения текстильного искусства — работы Тимура Новикова. С тех пор за четверть века в фонде собралось какое-то количество текстильных предметов, и так возникла идея их сегодня показать, взяв за основу собственную коллекцию и устроив диалог с новыми произведениями современных авторов.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Чем обусловлен ваш личный интерес к ткани?

Я, как, наверное, большинство девочек, обожаю тряпочки. Не в смысле на себя надевать, а в смысле их исследовать и собирать. И украшать ими свое пространство. Куда бы я ни ездила, оттуда со мной обязательно приезжает какая-нибудь чудесная «тряпка». Так сложилась довольно большая коллекция разных тканых предметов со всего мира. Это, к примеру, удивительные «тенун икаты» с острова Флорес в Индонезии или прекрасные грузинские тканые салфетки из отдаленных деревень. Текстура, орнамент — этот текстильный и вышиванческий микромир, нанесенный на любой предмет, меня совершенно сводит с ума. Можно часами разглядывать, и восхищаться, и искать там разные смыслы… Я это очень люблю.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Расскажите о том, как эта выставка готовилась и как она устроена.

Как я уже сказала, в основе экспозиции — коллекция фонда Ruarts, дополненная работами совершенно разных молодых художников, продолжающих развивать рукотворные техники. У меня был гигантский лонг-лист — где-то 150 авторов. Но было достаточное количество времени, чтобы этот список уменьшился до 39 человек, причем как-то органично и естественно: одни люди уходили сами по себе, другие оставались — и в этом было отчасти какое-то волшебство. Половину из них я не знала, с кем-то разговаривала только по телефону, с кем-то только переписывалась — но остались лишь те, про которых с самого начала было ощущение какой-то близости по духу, пульсации в унисон.

Архитектура выставки получилась, на мой взгляд, очень сильной. Она рождалась в сотрудничестве с Анастасией Грицковой и ее коллегами из архитектурного бюро «Новое». Я очень хотела свободу и легкость в этой экспозиции и попросила, чтобы архитектурное решение минимально использовало стены. Хотелось вынести экспонаты по возможности в середину залов, чтобы была возможность бродить вокруг, видеть изнанки. Порой у текстильных работ изнанки куда более показательные, чем лицевая часть. У любого текстильного произведения, как у Луны, две стороны. Ну и конечно, я хотела, чтобы архитекторы прошили эту выставку каким-то единым сквозным решением. Когда Настя с коллегами принесла варианты, у меня не было никаких вопросов, на каком мы остановимся. Это очень элегантная и такая, знаете, японская минималистическая придумка с красными нитями. Они такие тонкие, что ты рядом с ними начинаешь вести себя более аккуратно и замедляешься. А это ровно то, чего я хотела достичь в экспозиции. Мне очень нужно, чтобы люди не бегали по залам. Основной смысл — замедлить посетителя, успокоить, включить сознание, чтобы заныривать каждый раз в эти удивительные ткани и путешествовать по совершенной многогранности и тонкости этих произведений.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Осенью в проекте «Нити» продолжает действовать параллельная публичная программа, в рамках которой проходят артист-токи в лектории фонда Ruarts по адресу: Москва, Трубниковский пер., д. 6. Подробнее о программе артист-токов — на сайте фонда.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+