Хедлайнерами The ART Film Festival, который пройдет с 21 октября по 3 ноября, в этом году станут Ила Бека и Луиза Лемуан — видеохудожники, режиссеры и продюсеры, 15 лет работающие вместе и уже достигшие статуса классиков: недавно Метрополитен-музей приобрел полную коллекцию их фильмов, посвященных взаимоотношениям человека и среды его обитания, в частности объектам, созданным наиболее интересными архитекторами современности в разных точках земного шара — от Дании до Японии. Так, Рюэ Нисидзава построил для своего друга, господина Мориямы, дом, который должен был представлять собой деревню в самом центре Токио («Дом господина Мориямы», 2017, Франция).
А датчанин Бьярке Ингельс создал необычный многоквартирный дом, напоминающий одновременно и модернистские дома-коммуны, и знаменитый Дом на набережной в Москве. В этом доме легко заблудиться, но легко и подружиться, настолько деликатную пропорцию открытых и закрытых пространств выбрал архитектор («Бесконечное счастье», 2017, Франция — Дания). Дом для виноделов, построенный по проекту архитектурного бюро Herzog & De Meuron, по замыслу архитекторов и заказчиков должен, так же как знаменитые вина региона Бордо, демонстрировать и верность традициям, и открытость новациям («Помероль, Херцог и Де Мерон», 2011).
В своем новом фильме «Чувство ритма» (2023, Франция — Индия) Ила Бека и Луиза Лемуан представляют индийского архитектора Биджоя Джайна, основателя и владельца мастерской Studio Mumbai. К формату творческого портрета гуру современного дизайна режиссеры подошли небанально. Стиль и интонация их фильма заставляют вспомнить знаменитый портрет Прокофия Демидова работы Дмитрия Левицкого. Как бы далеко ни отстояли друг от друга модели и авторы этих работ, их роднит и сочетание мотивов парадного изображения с жанровыми и бытовыми подробностями, и легкая эксцентричность, и даже ирония. Возможно, сравнение это приходит в голову, когда видишь, как величественно и раскованно ведет себя перед камерой высокий седой красавец Биджой Джайн: занимается йогой, обходит (так и хочется сказать: дозором) свой дом-мастерскую, руководит погрузкой гигантского копья. Ила Бека и Луиза Лемуан общаются со своим героем уважительно, но в то же время на равных, как коллеги. Они здесь в хорошем смысле гости, а не просто наблюдатели. Отвлекаясь на незначительные, казалось бы, детали («кто идет гулять с собаками? почему вы именно так сервируете стол?»), режиссеры пытаются вместе с архитектором проследить и понять, откуда он берет идеи, как работает его творческая мысль, как влияет на конструкции и ритмы его работ окружающий город. Мумбай становится неисчерпаемым ресурсом для художников — но важно, что это не просто поиск цитат или клише, а ощущение самочувствия городской среды, пропорций и пространственно-пластических отношений.
Документальный фильм «Глазами Джейми Уайета» режиссера Гленна Холстена (2024, США) тоже развивает тему творческого диалога. Одним из интересных моментов становится визуальный обмен репликами двух художников: Уайет пишет портрет Уорхола, а Уорхол в ответ — портрет Уайета. Но если этот диалог можно сравнить с выстрелами на дуэли, то отношения Джейми Уайета с Рудольфом Нуриевым и историю создания портрета великого танцовщика можно описать как затяжной поединок, продлившийся полтора года. Портрет был написан, но конфликт двух творческих личностей оказался настолько болезненным для художника, что после этого он еще в течение нескольких лет вообще не мог писать портреты. В то же время, глядя на пейзажи и жанровые сцены Джейми Уайета, понимаешь, что и виртуальное, и реальное общение с другими живописцами знаменитой династии Уайет, безусловно, стало источником вдохновения для его собственного стиля.
Встреча с классикой — серьезное испытание и одновременно необходимое условие для развития режиссера. Помните, с каким воодушевлением герой фильма «Берегись автомобиля», замахнувшись «на Вильяма нашего Шекспира», ставил «Гамлета» в любительском театре? «Король Лир» также испытал не одну постановку и экранизацию. В заглавной роли блистали и Лоуренс Оливье, и Орсон Уэллс. В версии Григория Козинцева короля играл Юрий Ярвет, шута — Олег Даль, а музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович. Фильм Акиры Куросавы «Ран» переносит действие великой трагедии в Японию второй половины XV — начала XVII века. А Сергей Потапов нашел своего Лира в современной Якутии, переведя Шекспира на язык олонхо («Король Лир», 2024, Россия).
Режиссер Александр Сокуров включается в диалог с Рембрандтом («Рембрандт. Посвящение LK 15: 11–32», режиссер Андрей Кречетов, 2024, Россия), что логично, ведь в Эрмитаже одна из лучших коллекций работ великого мастера. Сокуров даже говорит в одном из интервью, что судьба привела его в Санкт-Петербург именно для встречи с великим музеем. В свое время он поставил в его залах свой «Русский ковчег», и уже тогда камера оператора Тильмана Бюттнера, снимавшего фильм по замыслу Сокурова одним кадром, двигаясь по залам музея, останавливалась на картинах Рембрандта. В инсталляции по мотивам евангельского сюжета о блудном сыне Сокуров делает еще шаг навстречу гению XVII века. Наблюдает за этим процессом выпускник мастерской Сокурова, режиссер Андрей Кречетов, снимающий фильм о том, как работает его мастер, — так выстраивается еще один диалог, открывающий зрителю, как общаются между собой художники.
Диалог творческих личностей продолжается, но уже за кадром, в фильме «Далекие близкие» режиссера Марко Туллио Джордана (2024, Италия). Это история молодой пианистки, сумевшей раскрыть свой талант не только благодаря семейной традиции любви к музыке, но и вопреки драматичным и мистическим обстоятельствам, омрачившим ее детство. В главной роли — молодая итальянская пианистка Беатриче Барисон, лауреатка международных конкурсов; в кино это ее дебют. В основе сценария — одноименный роман Мариапии Веладиано, получивший в 2010 году Премию Итало Кальвино. Встреча литературного произведения и его экранизации — всегда повод для дискуссий и даже конфликтов, но в данном случае все завершилось мирным путем. Посмотрев фильм, автор романа написала режиссеру благодарственное письмо, восхитившись тем, как он сумел воплотить на экране придуманных ею персонажей.
Представители прогремевшего в 1960-е итальянского движения «арте повера», «бедного искусства» — Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и другие — в фильме режиссера Андреа Беттинетти «Арте повера. Заметки для истории» (2024, Италия) ведут диалог и друг с другом, и как бы сами с собой. Поседевшие герои словно с некоторым удивлением встречаются с собственным прошлым. Сталкивая в фильме фрагменты интервью полувековой давности с сегодняшними комментариями, автор фильма рефлексирует о том, как бунтарский порыв 1967 года превратился в классику современного искусства.
Современные художники из далеких от столицы регионов России, возможно, тоже станут в свое время классиками. Фильм о них («Трагедия в углу», 2024, Россия) снят по книге художницы и арт-критика Дианы Мачулиной. Здесь зритель увидит перформансы Лены Рэмбо, ритмические фрески Ильи Гришаева, документальные фотографии Федора Телкова, работы феминисток и мастеров видеоперформанса Александры Артамоновой и Евгении Лаптевой и не только.
Судьбы художников, отстаивающих право на собственный творческий путь вопреки и в то же время в постоянном взаимодействии с традиционными представлениями о прекрасном, неожиданно рифмуются в фильмах программы. Здесь и Павел Филонов, творчество которого является до сих пор предметом дискуссий («Филонов», режиссер Никита Снегов, 2024, Россия), и молодой музыкант Аndro, цыган (рома) по национальности, ставший исполнителем рэпа (Gipsy, режиссер Айсель Назарли, 2024, Россия).
Связь времен осуществляется в том, как величественные индустриальные дворцы конца XIX — начала XX века превращаются в современные центры культуры и искусств. Прекрасно, что есть возможность сохранить и обустроить наследие прошлого, но стоит и задуматься о том, как изменился ландшафт жизни и деятельности современного человека по сравнению с вековой давностью, какие новые ценности и приоритеты мы можем открыть для себя в этой встрече с архитектурными пространствами прошлого. Эти вопросы обсуждают со зрителем герои фильма Никиты Кононова «Мануфактура культуры» (2024, Россия).
Традиционно контакт художника с аудиторией обеспечивают арт-критики. Их профессиональная подготовка, знание истории искусства и энтузиазм первооткрывателей призваны как поддержать художника в его творческих поисках, так и объяснить зрителю, чем интересны и ценны для него эти не всегда понятные на первый взгляд произведения современного искусства. Весь ХХ век можно считать эпохой расцвета и наибольшей востребованности профессии арт-критика: отделы художественной критики были во всех крупнейших медиа. Сейчас профессиональные критики в тревоге: нужны ли они в эпоху бурного развития социальных сетей? смогут ли конкурировать с популярными блогерами? можно ли говорить о том, что профессия критика перестанет быть востребованной? что на самом деле может сообщить арт-критик тем, кто хочет понять современное искусство? Об этом рассуждают герои фильма Мэри Луизы Шумахер «Критика мертва. Да здравствует критика!» (2024, США).
О своей жизни и профессии рассказывают Каролина Миранда из Los Angeles Times, Храг Вартанян из Hyperallergic, Джен Грейвз из Stranger, Джини Остерхельдт из Boston Globe и независимый критик Сеф Родни. Мы предполагаем, что о проблемах, которые они затрагивают в своих историях, будет интересно поговорить и нашим зрителям, так что обмен мнениями и опытом можно будет продолжить во время обсуждения фильма после показа. Рано или поздно эти разговоры приведут нас к вопросу о том, как то, что мы называем искусством, влияет на то, что мы называем нашей жизнью.
Мы будем рады видеть вас на показах нашего фестиваля c 21 октября по 3 ноября в кинотеатре «Художественный», Центре «Зотов», Музее современного искусства «Гараж», Еврейском музее и центре толерантности, Кино&Театре в «Англетере», Ельцин Центре, Третьяковке в Самаре, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Пермской синематеке, в Центре культуры «Рекорд». Подробности о фильмах и расписание Thе ART Film Festival можно найти на сайте taff.ru.
Генеральный партнер кинофестиваля — Европейская медиагруппа.
Партнер кинофестиваля — Sber Private Banking.