Аджером — населенный пункт в Республике Коми, в 50 км от Сыктывкара, бывший в 1930-х годах центральным отделением Локчимского исправительно-трудового лагеря — Локчимлага, одного из самых страшных лагерей системы ГУЛАГ. По воспоминаниям жителей соседних сел, в верховья реки Локчим проходили бесконечные колонны заключенных, а обратно никто не возвращался. Точные статистические данные до сих пор засекречены, но, по некоторым оценкам, из десятков тысяч в живых осталось две.
Сейчас это спокойный, неотличимый от сотни других поселок с населением около тысячи человек. И все эти люди, в большинстве своем потомки ссыльных или охраны, категорически избегают темы «памяти места», предпочитая не замечать не особо давнюю историю. Если уж ворошат прошлое, то выуживают из него лишь легенды вроде той, как начальник лагеря каждые выходные летал кутить в Москву на собственном самолете. Его особняк, спроектированный в форме креста, на самом живописном берегу реки, к слову, сохранился и до сих пор называется «Кремль».
В других, глинобитных или отделанных сайдингом, домиках — бывших лагерных бараках, караулках, административных зданиях — люди ведут обыденную жизнь и, по их словам, «призраков не видят и плохой энергетики не чувствуют». Например, на документальном видео, снятом Владимиром Потаповым во время поездки, появляется женщина, живущая в здании комендатуры. Ни необычная планировка помещения (окна выходят внутрь коридора), ни факт, что прямо за фанерной стенкой пытали заключенных, ее нисколько не беспокоят.
Собственно, именно этот феномен и заинтересовал художника. «Я давно знал о существовании этого поселка, и меня поражало, как там люди живут, как уживаются и с его историей, и друг с другом. Как такие противоположности — потомки палачей и жертв — связаны социально, культурно и географически», — говорит Владимир Потапов.
Единственные, кто проявлял интерес к прошлому, — это пожилая пара краеведов: Людмила Королева и ее ныне покойный муж Анатолий Смилингис. По собственной инициативе и без чьей-либо поддержки они собирали документы, фотографии, мемуары сидельцев, искали расстрельные ямы, ставили на них самодельные памятные кресты из металлолома и фрагментов упавших ступеней ракет с космодрома Плесецк.
Владимир Потапов готовил этот проект в течение трех лет, работая с архивами краеведов, изучая местность. В итоговую экспозицию, готовившуюся изначально для московского Музея истории ГУЛАГа, вошли живописные работы, объекты, видео и грандиозная уличная инсталляция.
Живопись выполнена в характерной для Потапова многослойной технике, когда сквозь современные пейзажи Аджерома проступают образы из «неудобного» прошлого.
На подиумах — множество вывернутой наизнанку советской эмалированной кухонной утвари. «Посуда одновременно становилась бесполезной и представала какой-то новой сущностью, покалеченной и, может быть, даже мутированной, может быть, даже каким-то закономерным эволюционным способом. Эта деформация для меня как возвращение прошлого буквально в наше настоящее. Это такой Франкенштейн во весь рост», — комментирует художник.
Самая зрелищная часть экспозиции расположилась прямо на улице, у входа в Зверевский центр. Посетители парка — мамочки с колясками, пенсионеры, собачники — с удивлением рассматривают грандиозную инсталляцию из 240 крупных пронумерованных арбузов, лежащих на голой земле. Это тоже своего рода наглядная демонстрация многослойности смыслов. Скользя поверхностным взглядом, случайный прохожий, скорее всего, подумает что-то вроде «О, прикольно: арбузы» или «Это ж сколько деньжищ впустую выбросили!», сделает селфи и продолжит путь. Однако если он все же задержится и зайдет на выставку (благо вход бесплатный), то поймет, сколько трагизма вложено в инсталляцию «Один к одному». Это отсылка к безумной идее неизвестного уже начальника лагеря, что бахчевые можно вырастить в экстремальных условиях. За каждым ростком арбуза закреплялся заключенный, который буквально отвечал за него своей жизнью. Цифры на арбузах — это порядковые номера зэка. Другими словами, в силу каких бы обстоятельств ни погиб саженец, следовали репрессии вплоть до расстрела.
По словам Владимира Потапова, «выставка поднимает важные вопросы о сохранении памяти, показывая Аджером как миниатюру российского общества, где сосуществуют противоречивые взгляды на историю и современность».
Зверевский центр свободного искусства
«Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой»
До 20 октября