18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Неудобная память: Владимир Потапов исследует, как уживаются потомки палачей и жертв

Проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой» Фото: Евгений Наумов
Проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой»
Фото: Евгений Наумов

В Зверевском центре свободного искусства в Малютином саду экспонируется одновременно зрелищный и концептуально глубокий, в прямом смысле многослойный проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой»

Аджером — населенный пункт в Республике Коми, в 50 км от Сыктывкара, бывший в 1930-х годах центральным отделением Локчимского исправительно-трудового лагеря — Локчимлага, одного из самых страшных лагерей системы ГУЛАГ. По воспоминаниям жителей соседних сел, в верховья реки Локчим проходили бесконечные колонны заключенных, а обратно никто не возвращался. Точные статистические данные до сих пор засекречены, но, по некоторым оценкам, из десятков тысяч в живых осталось две.

Сейчас это спокойный, неотличимый от сотни других поселок с населением около тысячи человек. И все эти люди, в большинстве своем потомки ссыльных или охраны, категорически избегают темы «памяти места», предпочитая не замечать не особо давнюю историю. Если уж ворошат прошлое, то выуживают из него лишь легенды вроде той, как начальник лагеря каждые выходные летал кутить в Москву на собственном самолете. Его особняк, спроектированный в форме креста, на самом живописном берегу реки, к слову, сохранился и до сих пор называется «Кремль».

В других, глинобитных или отделанных сайдингом, домиках — бывших лагерных бараках, караулках, административных зданиях — люди ведут обыденную жизнь и, по их словам, «призраков не видят и плохой энергетики не чувствуют». Например, на документальном видео, снятом Владимиром Потаповым во время поездки, появляется женщина, живущая в здании комендатуры. Ни необычная планировка помещения (окна выходят внутрь коридора), ни факт, что прямо за фанерной стенкой пытали заключенных, ее нисколько не беспокоят.

Проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой» Фото: Евгений Наумов
Проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой»
Фото: Евгений Наумов

Собственно, именно этот феномен и заинтересовал художника. «Я давно знал о существовании этого поселка, и меня поражало, как там люди живут, как уживаются и с его историей, и друг с другом. Как такие противоположности — потомки палачей и жертв — связаны социально, культурно и географически», — говорит Владимир Потапов.

Единственные, кто проявлял интерес к прошлому, — это пожилая пара краеведов: Людмила Королева и ее ныне покойный муж Анатолий Смилингис. По собственной инициативе и без чьей-либо поддержки они собирали документы, фотографии, мемуары сидельцев, искали расстрельные ямы, ставили на них самодельные памятные кресты из металлолома и фрагментов упавших ступеней ракет с космодрома Плесецк.

Владимир Потапов готовил этот проект в течение трех лет, работая с архивами краеведов, изучая местность. В итоговую экспозицию, готовившуюся изначально для московского Музея истории ГУЛАГа, вошли живописные работы, объекты, видео и грандиозная уличная инсталляция.

Живопись выполнена в характерной для Потапова многослойной технике, когда сквозь современные пейзажи Аджерома проступают образы из «неудобного» прошлого.

Проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой» Фото: Евгений Наумов
Проект Владимира Потапова «Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой»
Фото: Евгений Наумов

На подиумах — множество вывернутой наизнанку советской эмалированной кухонной утвари. «Посуда одновременно становилась бесполезной и представала какой-то новой сущностью, покалеченной и, может быть, даже мутированной, может быть, даже каким-то закономерным эволюционным способом. Эта деформация для меня как возвращение прошлого буквально в наше настоящее. Это такой Франкенштейн во весь рост», — комментирует художник.

Самая зрелищная часть экспозиции расположилась прямо на улице, у входа в Зверевский центр. Посетители парка — мамочки с колясками, пенсионеры, собачники — с удивлением рассматривают грандиозную инсталляцию из 240 крупных пронумерованных арбузов, лежащих на голой земле. Это тоже своего рода наглядная демонстрация многослойности смыслов. Скользя поверхностным взглядом, случайный прохожий, скорее всего, подумает что-то вроде «О, прикольно: арбузы» или «Это ж сколько деньжищ впустую выбросили!», сделает селфи и продолжит путь. Однако если он все же задержится и зайдет на выставку (благо вход бесплатный), то поймет, сколько трагизма вложено в инсталляцию «Один к одному». Это отсылка к безумной идее неизвестного уже начальника лагеря, что бахчевые можно вырастить в экстремальных условиях. За каждым ростком арбуза закреплялся заключенный, который буквально отвечал за него своей жизнью. Цифры на арбузах — это порядковые номера зэка. Другими словами, в силу каких бы обстоятельств ни погиб саженец, следовали репрессии вплоть до расстрела.

По словам Владимира Потапова, «выставка поднимает важные вопросы о сохранении памяти, показывая Аджером как миниатюру российского общества, где сосуществуют противоречивые взгляды на историю и современность».

Зверевский центр свободного искусства
«Аджером. Тип: поселок. Статус: жилой»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+