18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Винсент ван Гог предстает в Лондоне в «менее знакомом образе»

Винсент ван Гог. «Звёздная ночь над Роной». 1888. Фото: Patrice Schmidt/Musée d'Orsay/RMN-Grand Palais
Винсент ван Гог. «Звёздная ночь над Роной». 1888.
Фото: Patrice Schmidt/Musée d'Orsay/RMN-Grand Palais
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставка «Поэты и любовники» в Национальной галерее в Лондоне рассказывает о тех двух годах, которые ван Гог прожил в Провансе, и объединяет произведения в неожиданные группы

Лондонская Национальная галерея отмечает 200-летний юбилей первой в своей истории выставкой, посвященной творчеству Винсента ван Гога. Кроме того, в этом году исполняется 100 лет с момента приобретения «Подсолнухов» (1888) — самой популярной картины художника в коллекции музея.

Выставка рассказывает о 27 месяцах, которые ван Гог прожил в Провансе в 1888–1890 годах: сперва в Арле, в том числе в знаменитом Желтом доме, а затем, после того как он повредил себе ухо, в больнице для душевнобольных под Сен-Реми-де-Прованс. Здесь, а также в Овер-сюр-Уаз, где художник провел последние несколько недель жизни, он создал свои самые великие произведения.

Винсент ван Гог. «Портрет Эжена Боша». 1888. Фото: Musée d'Orsay
Винсент ван Гог. «Портрет Эжена Боша». 1888.
Фото: Musée d'Orsay

Широко известно, что получить работы ван Гога во временное пользование непросто, но Национальной галерее это удалось. Всего в экспозиции представлено 47 картин и 13 рисунков, в том числе такие известнейшие произведения, как «Желтый дом» (1888), предоставленный Музеем ван Гога в Амстердаме, и «Спальня» (1889) из собрания Чикагского института искусств. Среди полотен из частных коллекций — вид на набережную Роны «Мост Транкетай» (1888) из собрания бывшего владельца американской империи казино Стива Винна.

Хотя сама по себе идея посвятить выставку ван Гогу не то чтобы свежа, выбранная Национальной галереей тема — «поэты и любовники» — станет, вероятно, для многих сюрпризом. На самом деле это прямая отсылка к названиям, которые художник дал портретам двух своих арльских моделей: «Поэт» («Портрет Эжена Боша») (1888) и «Любовник» («Портрет лейтенанта Милье») (1888). Первый предоставлен Музеем Орсе, второй прибыл из Нидерландов, из Музея Крёллер-Мюллер в Оттерло. Ван Гог использовал слова «поэт» и «любовник» весьма своеобразно; тем интереснее увидеть, как кураторы трактуют эти темы в экспозиции.

Винсент ван Гог. «Любовник (Портрет лейтенанта Милье)». 1888. Фото: Kröller-Müller Museum
Винсент ван Гог. «Любовник (Портрет лейтенанта Милье)». 1888.
Фото: Kröller-Müller Museum

Еще одним лейтмотивом выставки стало объединение произведений в группы: живописные серии, панданы, игра контрастов как средство создания гармонии. По словам представителя Национальной галереи, художник предстает на выставке «в менее знакомом образе»: как действующий обдуманно человек с четкими намерениями и большими амбициями. 

Национальная галерея
«Ван Гог. Поэты и любовники»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+