18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каменные неолитические персты, указующие в небо

Один из множества мегалитов, установленных близ деревни Эйвбери в английском графстве Уилтшир.  Фото: Zoltan Tasi/Unsplash
Один из множества мегалитов, установленных близ деревни Эйвбери в английском графстве Уилтшир.
Фото: Zoltan Tasi/Unsplash
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Все знают про Стоунхендж, и мало кто — про другие доисторические памятники Великобритании. Колин Ричардс и Вики Каммингс своей книгой «Каменные круги: полевой путеводитель» постарались разбудить любознательность и превратить читателя в искателя

Латинскую надпись Abi tu, et fac similiter («Иди и сделай то же самое») в Европе XVII–XVIII веков нередко можно было увидеть над воротами школ и богаделен. Она же приведена на форзаце книги «Репортаж о самом примечательном в пяти­дневном странствии… господ Тотхолла, Скотта, Хогарта, Торнхилла и Форреста», опубликованной Ричардом Ливси в 1782 году. Хотя на самом деле та импровизированная поездка по Западному Кенту и острову Шеппи в мае 1732 года была скорее затяжной попойкой, чем паломничеством.

Художник Уильям Хогарт и его друзья не встретили ни одного неолитического памятника, а изучение церквей играло у них второстепенную роль по сравнению с обильными обедами и грубыми играми с использованием крапивы и навоза. Но они верили в то, что глубинные истины о территории раскрываются путем исследования ее памятников — и не только на страницах книг, но и в полевых условиях. Хогарт, писатель Эбенезер Форрест и остальные оказались психогеографами avant la lettre, то есть до того, как это стало наукой.

Colin Richards, Vicki Cummings. Stone Circles: A Field Guide. Yale. 520 с. 147 цв. ил. На английском языке.
Colin Richards, Vicki Cummings. Stone Circles: A Field Guide. Yale. 520 с. 147 цв. ил. На английском языке.

Авторы книги «Каменные круги: полевой путеводитель» Колин Ричардс и Вики Каммингс, преподаватели археологии в шотландском Университете Северного нагорья и островов и в Университете Кардиффа соответственно, также стремятся к тому, чтобы их читатели пошли и «сделали то же самое». «Во время визита, — призывают они, — вместо того, чтобы просто следовать по пути к памятнику и возвращаться тем же путем… потратьте время на обход кольца, чтобы изучить его расположение по отношению к местной топографии. <…> Исследуйте, как каменный круг соотносится с другими местами и памятниками. <…> Поразмышляйте об общем впечатлении от нахождения в центре».

Правда, Ричардс и Каммингс не дотягивают до барочного мистицизма экс-фронтмена английской постпанк-группы Teardrop Explodes Джулиана Коупа, ставшего литератором, чья книга «Современный антиквар» (1998) охватывает часть той же территории, что и «Каменные круги». Коуп писал в более захватывающем ключе, однако и авторы нового путеводителя прекрасно понимают, что увлечение этими местами вызвано не только научным интересом, но и романтикой.

Стоунхендж.  Фото: Priyank V/Unsplash
Стоунхендж.
Фото: Priyank V/Unsplash

Сосредоточенная на Британских островах, книга опирается на методы, доступные полевым археологам XXI века (магнитометрия, аэрофотосъемка, радиоуглеродное датирование и многое другое), наряду со старыми добрыми раскопками. Все, что связано с неолитическими памятниками, подвергается изучению — но есть внутреннее чувство, что мы и так знаем, для чего были нужны эти объекты, хотя знаем весьма приблизительно. Они могут включать места захоронений или служить ориентиром для них; они могут «общаться» с соседними кругами или природными объектами, такими как реки или горы, через «аллеи» либо расположение главного входа.

Авторы «Каменных кругов» позволяют себе использовать кое-где то байки, то фольклор, отчасти для заполнения пробелов. Тем не менее мне кажется, что перед нами образцовая книга — продуманная, авторитетная и увлекательная. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+