18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Победители торгов Vladey станут меценатами

Георгий Гурьянов в мастерской. Фото: Архив Новой Академии изящных искусств
Георгий Гурьянов в мастерской.
Фото: Архив Новой Академии изящных искусств

Вырученные на аукционе Vladey «Коллекция Гурьянова» 26 октября средства пойдут на создание музея-квартиры музыканта и художника в Санкт-Петербурге

На необычных даже по меркам аукциона Vladey, славящегося экспериментальными форматами, торгах «Коллекция Гурьянова» с молотка пойдут 33 лота из личной коллекции одного из самых известных и любимых коллекционерами российских художников нашего времени Георгия Гурьянова. Все заработанные на аукционе средства (общий эстимейт произведений составляет от 18 до 24 млн руб.) предназначены для создания музея-квартиры в доме на Литейном проспекте, где музыкант-барабанщик главной всероссийской супергруппы «Кино», художник, начинавший в 80-е годы XX века с неоэкспрессионизма «Новых художников», а впоследствии первый российский неоакадемист и звезда Новой академии изящных искусств Тимура Новикова, провел последние годы своей жизни.

Дом на Литейном проспекте, 38, где Георгий Гурьянов прожил с  2004 по 2013 годы. Фото: Google Maps
Дом на Литейном проспекте, 38, где Георгий Гурьянов прожил с 2004 по 2013 годы.
Фото: Google Maps

Одиннадцать лет легендарная квартира-мастерская на Литейном оставалась законсервированной и закрытой для посещения. Все эти годы наследники знаменитого художника заботливо поддерживали жилплощадь в том состоянии, в котором она была при жизни хозяина. В 2022 году началась работа по созданию музея-квартиры Георгия Гурьянова. Изучение и упорядочение архивных материалов, уже ставших историей целой эпохи в российском искусстве, сохранение личных вещей, музыкальных инструментов, антикварной мебели, собственноручно отреставрированной художником, и, конечно, обустройство бесценной художественной коллекции, состоящей из произведений самого Георгия Гурьянова, работ его друзей и единомышленников, требует значительных усилий и материальных средств. На сегодняшний день описано более 5 тыс. документов, 10 тыс. фотографий, большое количество рисунков разных лет, изучены авторские материалы для живописи, коллекции одежды и обуви, фототехника, библиотека, частное собрание виниловых дисков, разобрана личная переписка.

По замыслу наследников художника, Музей-квартира Георгия Гурьянова должен стать следующей достопримечательностью петербургского Art Lane — Литейного проспекта от Пантелеймоновской до Жуковского — наряду с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музеем-квартирой А.Н.Некрасова и Музеем Иосифа Бродского «Полторы комнаты».

Имена Гурьянова и его друзей художников и музыкантов: Виктора Цоя, Юрия Каспаряна, Тимура Новикова, Владислава Мамышева-Монро и многих других из круга «Новых художников» и Новой академии — теперь составляют золотой фонд отечественной культуры конца XX — начала XXI веков. Создателям нового музея предстоит решить множество операционных и технических задач по увековечиванию наследия, требующих финансирования, прежде чем на карте культурной столицы России появится место паломничества для фанатов группы «Кино» и всех ценителей современного искусства.

ТОП-3: ВЫБОР РЕДАКЦИИ THE ART NEWSPAPER RUSSIA

Георгий Гурьянов. «Штурвал». 2000. Эстимейт 6,5-7,5 млн. руб. Фото: VLADEY
Тимур Новиков. Из цикла «Закат немецкого романтизма». 1994. Эстимейт 200-300 тыс. руб. Фото: VLADEY
Олег Котельников. Портрет Георгия Гурьянова. Конец 1970-х. Эстимейт 400-600 тыс. руб. Фото: VLADEY
Георгий Гурьянов. «Штурвал». 2000. Эстимейт 6,5-7,5 млн. руб.
Фото: VLADEY
Тимур Новиков. Из цикла «Закат немецкого романтизма». 1994. Эстимейт 200-300 тыс. руб.
Фото: VLADEY
Олег Котельников. Портрет Георгия Гурьянова. Конец 1970-х. Эстимейт 400-600 тыс. руб.
Фото: VLADEY

На предаукционной выставке в пространстве Vladey на Неглинной представлены и работы самого Георгия Гурьянова разных лет, и произведения художников его круга. Самое раннее по времени произведение на аукционе — юношеский цветной рисунок Гурьянова Led Zeppelin конца 1970-х (10 тыс. руб.), имеющий не столько художественную, сколько историческую ценность, важный для понимания дальнейшего творчества и личности автора. Элегантность, нарциссизм и стиль Гурьянова проявились задолго до того, как он сделался любимой моделью «Новых художников» и неоакадемистов. Никого из российских художников и музыкантов коллеги не изображали столь охотно и в таких количествах. «Он очень красив, возможно, самый красивый из всех, кого я встречал в Советском Союзе», — написал о нем американский писатель Эндрю Соломон. Тем любопытнее один из первых портретов Георгия Гурьянова, исполненный Олегом Котельниковым тоже в конце 1970-х (400–600 тыс. руб.).

Виктор Лаврешкин. Группа «Кино».1986. Эстимейт 10 тыс. руб. Фото: VLADEY
Виктор Лаврешкин. Группа «Кино».1986. Эстимейт 10 тыс. руб.
Фото: VLADEY

В дружеском кругу «Новых художников» середины 1980-х, собравшемся вокруг Тимура Новикова, практиковалась стихийная, экспрессивная живопись. Обитатели и посетители сквота на Фонтанке, 145 легко обменивались портретами, рисунками и коллажами. Возможно, именно так в коллекции Гурьянова оказался «кислотный комикс» со сценой насилия и поглощения «Без названия» Виктора Цоя (1,2–1,5 млн руб.). Работы Виктора Цоя пользуются огромным интересом на аукционе Vladey и уходят с большим превышением эстимейта. Тут же представлена превосходная тиражная шелкография Тимура Новикова «Старт» 2005 года с вполне разумной оценкой в 100–200 тыс. руб. Две новиковские тиражные ризографии из цикла «Закат немецкого романтизма» оценены несколько выше — 200–300 тыс. руб.

Среди лотов есть два психоделических оммажа 1990-х Андрея Крисанова Олегу Котельникову (300–600 тыс. руб.) и тонкой работы «расцарапка» Владислава Мамышева-Монро 1994 года «Портрет Филиппа Кусакина» (100–200 тыс. руб). Еще один лот Мамышева-Монро «Экзотика классического» (100–200 тыс. руб.), относящийся к одноименному фильму Юриса Лесника 1992 года, — прекрасный памятник эпохи «Пиратского телевидения», на котором Георгий Гурьянов вел спортивную программу.

Георгий Гурьянов. «Без названия». 1990-е. Эстимейт 10 тыс. руб. Фото: VLADEY
Георгий Гурьянов. «Без названия». 1990-е. Эстимейт 10 тыс. руб.
Фото: VLADEY

Разумеется, топ-лоты аукциона — работы самого Георгия Гурьянова. Самый высокий эстимейт у живописного портрета гитариста группы «Кино» из знаменитого цикла «Моряки и небеса» — «Штурвала» 2000 года (6,5–7,5 млн руб.). Лицо Юрия Каспаряна стерто автором — Георгий Гурьянов славился своим перфекционизмом и мог бесконечно стирать, записывать и перекрашивать свои картины. Редкая автопортретная графика Гурьянова времен Новой академии — эскизы к знаменитым картинам — оценивается по-разному: «Битва лапифа с кентавром» — 3–4 млн руб., «Гребцы» — 300–400 тыс. руб., а «Отдых на военном корабле» — 800 тыс. — 1,2 млн руб.

Для галериста и основателя аукционного дома Vladey Владимира Овчаренко предстоящий аукцион «Коллекция Гурьянова» станет актом поддержки важного для культуры начинания и данью памяти одному из самых знаменитых и востребованных художников галереи Ovcharenko, где 30 лет назад состоялась первая персональная выставка Георгия Гурьянова «Сила воли».

«Коллекция Гурьянова»
Vladey на Неглинной
Предаукционная выставка
До 26 октября

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+