Открыла программу фестиваля «Друзья Петербурга» дискуссия «Новая функция места», на которой обсуждали прошлое и будущее города. Участники дискуссии «Формирование и развитие брендов Санкт-Петербурга» говорили о стратегиях продвижения культурных институций. Дискуссия «Медиаискусство сегодня: взаимосвязи, принципы, перспективы» была посвящена открытию выставки работ медиахудожников и проблемам цифрового искусства в целом.
Фестиваль «Друзья Петербурга» проходит в городе в третий раз, и в этом году площадкой для деловой части фестиваля стало общественное пространство «Лахта Центра».
Как, сохраняя богатое историческое и культурное наследие, обеспечить городу динамическое развитие и создать новые точки притяжения — об этом говорили участники дискуссии «Новая функция места».
По мнению вице-губернатора Бориса Пиотровского, люди сами могут наполнить смыслом новые для них локации, что и происходит, к примеру, с благоустроенной набережной у «Лахта Центра»: здесь танцуют, занимаются йогой, катаются на велосипедах.
«Культурной столицей может называться город, который постоянно развивается, — считает Борис Пиотровский. — Важны не набор памятников и коллекций музеев, а новые возможности для художников, артистов, молодежи. Вокруг „Лахта Центра“ уже формируется новый кластер, и люди сами определяют, что нужно. Наша задача — создать такие условия, чтобы им захотелось туда вернуться».
Сергей Куприянов, заместитель председателя правления — начальник Департамента
«В образовательном центре мы хотим не только показывать, кто мы такие и куда мы идем, но и искать этот путь вместе с теми, кто будет сюда приходить. Мы хотим, чтобы человек приходил в «Лахта Центр» за новыми знаниями и уходил с чувством гордости за то, что будет в будущем», — сказал Сергей Куприянов.
«Музей — это место, где рождается будущее, — подтверждает Наталья Виртуозова, генеральный директор АНО «Дирекция выставки достижений «Россия». — Выставка „Россия“ нам это доказала. И создала новую историю: в начале ноября на ВДНХ открывается одноименный национальный центр»
Формируя новые пространства и сохраняя историческое наследие, нужно прежде всего отталкиваться от потребностей и желаний людей — к такому выводу пришли участники дискуссии, подводя итоги обсуждения.
Дискуссия «Формирование и развитие брендов Санкт-Петербурга» началась с презентации бренда «Янтарная комната». Директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова представила прототипы новых коллекций сувениров, в которых использованы мотивы янтаря. Это работы участников прошедшей в рамках проекта «Друзья Петербурга» студенческой лаборатории, созданные совместно с представителями музея-заповедника.
«Янтарная комната — очевидный бренд с начала XVIII века, — пояснила Ольга Таратынова. — Но инициатива легализации этого бренда, получения соответствующего сертификата, принадлежит
Обсуждая стратегии развития локальных брендов, спикеры отметили, что для культурных институций брендинг должен стать и источником новых внебюджетных доходов, и инвестициями в будущее развитие. Митя Харшак, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер в сфере брендинга, сообщил о том, как шла разработка айдентики для Кунсткамеры. «Мы хотели создать новое визуальное лицо музея, — объяснил Митя Харшак, — и избавиться от образа музея одноразового посещения, когда человек в условную Кунсткамеру приходит один раз с классом, второй — уже со своим собственным ребенком».
Выступление Алисы Преснецовой, директора
Завершая дискуссию, Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, рассказал о городском конкурсе «Дизайн молодых», который теперь вышел на федеральный уровень. «Конкурс нацелен на то, чтобы помочь всем учащимся творческих специальностей проявить себя в профессии, — сказал Владимир Княгинин. — В этом году запускаем специальный трек — „Лаборатории: петербургский стиль“. Участники будут работать над созданием малых серий продуктов в различных техниках художественного стекла и керамики».
Второй день деловой части фестиваля «Друзья Петербурга» был посвящен теме медиаискусства и взаимодействия посетителей и культурных институций. В планетарии общественного пространства «Лахта Центра» открылась выставка работ медиахудожников из России и Сербии, подготовленная арт-резиденцией «Взаимосвязи», в рамках проекта «Друзья Петербурга».
Накануне открытия выставки состоялась дискуссия «Медиаискусство сегодня: взаимосвязи, принципы, перспективы». Ее участники обсудили различные проблемы цифрового искусства, его взаимодействие с другими областями современного искусства.
Сабина Чагина, куратор арт-резиденции «Взаимосвязи», организованной проектом
По мнению Кирилла Преображенского, художника, куратора, участника международной выставки Documenta, первичный импульс творчества — в потребности артикулировать свое видение мира. «Медиаискусство — один из возможных языков, — уверен Кирилл Преображенский. — Сегодня практически стерлась граница между миром реальным и виртуальным и медиаискусство бесшовно переходит в повседневное пространство».
С точки зрения художника из Сербии Неле Карайлича, цель любого искусства — взволновать зрителей. «Когда мы работали над видеоинсталляцией, единственным важным критерием для меня было — вызовет ли моя работа волнение, — объяснил художник. — Картинка, звук — увлекают ли они, притягивают ли взгляд?» Любой желающий сможет сам ответить на этот вопрос, как уточнил Денис Казаков, руководитель группы «Культура» в департаменте по работе с сообществами VK, потому что контент, созданный медиахудожниками, открыт пользователям «ВКонтакте» по хештегу #АртРезиденцияВзаимосвязи.
Но доступность медиаискусства ставит перед художниками и обществом непростые вопросы. В том числе, как полагает Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia, вопрос об авторском праве. «Может ли, например, дизайнер, продающий сгенерированные нейросетями изображения, получить судебный иск? — затронула одну из проблем в этой сфере Милена Орлова. — Сейчас юридическая практика в сфере искусственного интеллекта не сложилась ни в одной стране, но вскоре обществу придется отвечать на эти вопросы».
Завершила деловую часть фестиваля «Друзья Петербурга» дискуссия, посвященная развитию медиации как актуального способа взаимодействия музея и его аудитории. Культурная медиация — сравнительно молодой формат. Впервые петербургское музейное сообщество столкнулось с ним во время биеннале Manifesta 10 в 2014 году. Одним из первых откликнулся на это Государственный Русский музей: сперва здесь создали курсы по арт-медиации, а сейчас на сайте музея можно ее заказать, оплатив билет.
«Сначала мы опробовали этот формат на современном искусстве, — рассказала Юлиана Виноградова, ведущий специалист отдела информационного обеспечения ГРМ. — С 2022 года проводим арт-медиации в залах постоянной экспозиции. Будущие арт-медиаторы проходят у нас обучение и стажировку».
Желающие стать медиаторами могут прослушать курсы «Культурная медиация» в проекте «Друзья Петербурга». «Мы уже обучили более 100 человек, — сообщила Наталья Агапова, преподаватель курсов. — Культурная медиация делает понятной то, что раньше пугало или настораживало зрителей, они переживают новый для них опыт чувственного и интеллектуального восприятия предметов искусства».
В 2024 году проект
Волонтер-медиатор «Друзей Петербурга» Мария Вяткина отметила высокую мотивацию обучающихся, что приносит отличные результаты, а участие в медиациях людей разного возраста позволяет услышать голос всех поколений. Людмила Каштанова, сотрудник отдела развития и реализации проектов Александровского дворца ГМЗ «Царское Село», поделилась опытом включения медиации в постоянную экспозицию Ратной палаты. «Очень приятно слышать, когда после медиации посетители говорят: „Теперь мы поняли, что такое современное искусство“», — подчеркнула Людмила Каштанова.
Участники дискуссии договорились о том, что необходимо создать сообщество культурных медиаторов и основной платформой для этого может стать проект «Друзья Петербурга».
Реклама
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
ID1889053
ERID LjN8K3fza