18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рязанский музей-заповедник создал «новый русский стиль» с местным характером

Зеркало в музейной зоне отдыха уникально: его прототипом стал шедевр древнерусского ювелирного искусства - серебряный пятилучевой колт XII–XIII вв. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Зеркало в музейной зоне отдыха уникально: его прототипом стал шедевр древнерусского ювелирного искусства - серебряный пятилучевой колт XII–XIII вв.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

По отдельности понятно. Рубель — ребристая деревянная доска для стирки и глажения белья. Также перкуссионный музыкальный инструмент. Михаил Врубель — великий русский художник. Но что такое «Рубель. Врубель»?

Когда началась эта история — сказать трудно. Вероятно, в конце позапрошлого столетия, когда набирал силу неорусский стиль и такие мастера, как Васнецовы, Врубель, Шехтель, черпали вдохновение в образцах допетровского искусства и архитектуры, а также в крестьянской визуальной культуре. Хотя, наверное, еще раньше, в XII–XIII веках, эпохе, к которой относятся знаменитые старорязанские клады — шедевры древнерусского ювелирного искусства. А может, 140 лет назад, когда был основан Рязанский музей (ныне — Историко-архитектурный музей-заповедник, РИАМЗ), один из старейших в России?

Авторы проекта со звучным названием «Рубель. Врубель» вдохновлялись разными эпохами и эстетическими системами, но задача перед ними стояла вполне утилитарная. В декабре 2023 года для посетителей открылось новое здание РИАМЗ площадью 20 тыс. кв. м. Возникла необходимость обустройства общественных пространств, в том числе фотозоны и зоны отдыха.

Пятилучевой колт. XII–XIII вв. Из Старорязанского клада 1970 года.  Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Пятилучевой колт. XII–XIII вв. Из Старорязанского клада 1970 года.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

«У нового здания сложная конфигурация, в нем много закутков, помещений, и мы заранее задумались о том, чем их заполнять, — рассказывает руководитель проекта, главный хранитель РИАМЗ Елена Шапилова. — При этом мы точно знали, чего не хотим: никаких стандартных банкеток. Хотелось сделать что-то уникальное, запоминающееся, то, что хочется потрогать, сфотографировать, о чем хотелось бы рассказать». Так зародилась идея, которой было суждено воплотиться в проекте «Рубель. Врубель»: а что если исследовать фонды музея-заповедника и создать образцы деревянной мебели и предметов интерьера в русском стиле с ощутимым рязанским колоритом?

Эскиз скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.  Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Эскиз скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Выбор дерева не случаен. У Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника в этой истории есть креативный партнер — столярно-реставрационная мастерская при местном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), она же — артель «Рязанское узорочье». «У нас с музеем одни цели — сохранение культурного наследия и его популяризация, — говорит руководитель мастерской Игорь Кочетков. — Как заинтересовать людей, которые пришли в музей, и без того наполненный экспонатами? Мы попробовали придумать то, чего не было: создать предметы, используя исторические мотивы, но придать им совершенно новую форму — и при этом сделать так, чтобы каждая вещь была полезной, утилитарной».

В поисках идей хранители музея погрузились в фонды. «Известно, что мечта каждого хранителя — закрыть все и не пускать никого, — улыбается Елена Шапилова. — Но для нашего креативного партнера мы раскрылись: предоставляли материалы, пускали в хранилище, проводили экскурсии».

Комментирует Юлия Лошина, куратор коллекции археологии РИАМЗ: «Хранители, как правило, сосредоточены на своих коллекциях. А в этом проекте мы активно знакомились с коллекциями соседей. Я, как археолог, успела неплохо узнать этнографическую коллекцию и, наоборот, пускала коллег к себе. Просто в определенный момент мы ушли от частного к общему — искали объединяющие элементы. Например, одинаковые орнаменты, которые мы видим, скажем, в археологии древнерусского времени и в этнографии XIX–XX веков. При этом, как сотрудники музея-заповедника, мы не уходили совсем в фантазии. Хочется все же оставаться в рамках научного дискурса».

Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Анна Дульнева, куратор коллекции этнографических тканей, предложила использовать в оформлении скамей орнамент, взятый с рязанской вышивки. Наши бабушки называли его «репей», или «орепей», но, по сути, это солярный знак, имевший обережную функцию. Кстати, если присмотреться к скамьям — а их сделано две, — то станет очевидно: здесь тоже синтез идей, да еще какой — форма мебели вдохновлена старинным ткацким станом. По изначальному эскизу на каркас хотели натянуть нити, но в ходе доработки проекта было решено имитировать их прорезями, тонированными для выразительности. Стало похоже не только на ткацкий стан, но и чуть-чуть на рубель.

«Многое делалось в первый раз, до нас эти вещи не существовали в природе, поэтому приходилось что-то портить, переделывать — в общем, искать», — вспоминает Игорь Кочетков.

Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Все, кто занят в проекте, подчеркивают: для музейных сотрудников участие в нем стало важным опытом, точкой профессионального роста. Поясняет Анна Дульнева: «Благодаря взаимодействию с креативным партнером родилось нечто новое, вдохновленное нашим музейным материалом. Этот „новый русский стиль“ с рязанским характером, конечно, отсылает к рубежу XIX–XX веков. Вспомним, что тогда же возникло такое явление, как Музей кустарных изделий, музей образцов. Вот и мы немножко поработали „музеем образцов“ для мастеров артели. И на основе полученного опыта сама мастерская может развивать свою продукцию, двигаться дальше».

А 24 октября в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открывается выставка «Рубель. Врубель». Объекты, созданные в рамках проекта, будут экспонироваться рядом с подлинными предметами из коллекции музея.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+