18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рязанский музей-заповедник создал «новый русский стиль» с местным характером

Зеркало в музейной зоне отдыха уникально: его прототипом стал шедевр древнерусского ювелирного искусства - серебряный пятилучевой колт XII–XIII вв. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Зеркало в музейной зоне отдыха уникально: его прототипом стал шедевр древнерусского ювелирного искусства - серебряный пятилучевой колт XII–XIII вв.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

По отдельности понятно. Рубель — ребристая деревянная доска для стирки и глажения белья. Также перкуссионный музыкальный инструмент. Михаил Врубель — великий русский художник. Но что такое «Рубель. Врубель»?

Когда началась эта история — сказать трудно. Вероятно, в конце позапрошлого столетия, когда набирал силу неорусский стиль и такие мастера, как Васнецовы, Врубель, Шехтель, черпали вдохновение в образцах допетровского искусства и архитектуры, а также в крестьянской визуальной культуре. Хотя, наверное, еще раньше, в XII–XIII веках, эпохе, к которой относятся знаменитые старорязанские клады — шедевры древнерусского ювелирного искусства. А может, 140 лет назад, когда был основан Рязанский музей (ныне — Историко-архитектурный музей-заповедник, РИАМЗ), один из старейших в России?

Авторы проекта со звучным названием «Рубель. Врубель» вдохновлялись разными эпохами и эстетическими системами, но задача перед ними стояла вполне утилитарная. В декабре 2023 года для посетителей открылось новое здание РИАМЗ площадью 20 тыс. кв. м. Возникла необходимость обустройства общественных пространств, в том числе фотозоны и зоны отдыха.

Пятилучевой колт. XII–XIII вв. Из Старорязанского клада 1970 года.  Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Пятилучевой колт. XII–XIII вв. Из Старорязанского клада 1970 года.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

«У нового здания сложная конфигурация, в нем много закутков, помещений, и мы заранее задумались о том, чем их заполнять, — рассказывает руководитель проекта, главный хранитель РИАМЗ Елена Шапилова. — При этом мы точно знали, чего не хотим: никаких стандартных банкеток. Хотелось сделать что-то уникальное, запоминающееся, то, что хочется потрогать, сфотографировать, о чем хотелось бы рассказать». Так зародилась идея, которой было суждено воплотиться в проекте «Рубель. Врубель»: а что если исследовать фонды музея-заповедника и создать образцы деревянной мебели и предметов интерьера в русском стиле с ощутимым рязанским колоритом?

Эскиз скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.  Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Эскиз скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Выбор дерева не случаен. У Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника в этой истории есть креативный партнер — столярно-реставрационная мастерская при местном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), она же — артель «Рязанское узорочье». «У нас с музеем одни цели — сохранение культурного наследия и его популяризация, — говорит руководитель мастерской Игорь Кочетков. — Как заинтересовать людей, которые пришли в музей, и без того наполненный экспонатами? Мы попробовали придумать то, чего не было: создать предметы, используя исторические мотивы, но придать им совершенно новую форму — и при этом сделать так, чтобы каждая вещь была полезной, утилитарной».

В поисках идей хранители музея погрузились в фонды. «Известно, что мечта каждого хранителя — закрыть все и не пускать никого, — улыбается Елена Шапилова. — Но для нашего креативного партнера мы раскрылись: предоставляли материалы, пускали в хранилище, проводили экскурсии».

Комментирует Юлия Лошина, куратор коллекции археологии РИАМЗ: «Хранители, как правило, сосредоточены на своих коллекциях. А в этом проекте мы активно знакомились с коллекциями соседей. Я, как археолог, успела неплохо узнать этнографическую коллекцию и, наоборот, пускала коллег к себе. Просто в определенный момент мы ушли от частного к общему — искали объединяющие элементы. Например, одинаковые орнаменты, которые мы видим, скажем, в археологии древнерусского времени и в этнографии XIX–XX веков. При этом, как сотрудники музея-заповедника, мы не уходили совсем в фантазии. Хочется все же оставаться в рамках научного дискурса».

Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Анна Дульнева, куратор коллекции этнографических тканей, предложила использовать в оформлении скамей орнамент, взятый с рязанской вышивки. Наши бабушки называли его «репей», или «орепей», но, по сути, это солярный знак, имевший обережную функцию. Кстати, если присмотреться к скамьям — а их сделано две, — то станет очевидно: здесь тоже синтез идей, да еще какой — форма мебели вдохновлена старинным ткацким станом. По изначальному эскизу на каркас хотели натянуть нити, но в ходе доработки проекта было решено имитировать их прорезями, тонированными для выразительности. Стало похоже не только на ткацкий стан, но и чуть-чуть на рубель.

«Многое делалось в первый раз, до нас эти вещи не существовали в природе, поэтому приходилось что-то портить, переделывать — в общем, искать», — вспоминает Игорь Кочетков.

Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Вариант скамьи, вдохновленный старинным ткацким станком.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Все, кто занят в проекте, подчеркивают: для музейных сотрудников участие в нем стало важным опытом, точкой профессионального роста. Поясняет Анна Дульнева: «Благодаря взаимодействию с креативным партнером родилось нечто новое, вдохновленное нашим музейным материалом. Этот „новый русский стиль“ с рязанским характером, конечно, отсылает к рубежу XIX–XX веков. Вспомним, что тогда же возникло такое явление, как Музей кустарных изделий, музей образцов. Вот и мы немножко поработали „музеем образцов“ для мастеров артели. И на основе полученного опыта сама мастерская может развивать свою продукцию, двигаться дальше».

А 24 октября в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открывается выставка «Рубель. Врубель». Объекты, созданные в рамках проекта, будут экспонироваться рядом с подлинными предметами из коллекции музея.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+