18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Жертвы аврала: ангелам в кафедральном соборе Солсбери требуется помощь

Кафедральный собор Солсбери.  Фото: salisburycathedral.org.uk
Кафедральный собор Солсбери.
Фото: salisburycathedral.org.uk
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Витраж, выполненный по эскизу Эдварда Бёрн-Джонса, реставрируется впервые за 145-летнюю историю. Как выяснилось, знаменитая стекольная мастерская Уильяма Морриса в данном случае допустила серьезные технологические ляпы — скорее всего, из-за спешки

Установленный в 1879 году в южной части хоров Солсберийского собора, витраж Эдварда Бёрн-Джонса (1833–1898) уже изначально был почти скрыт от глаз массивным полихромным каменным надгробием Томаса Момпессона XVII века. А теперь этот витраж, изготовленный в мастерской Уильяма Морриса, и вовсе временно демонтирован для проведения реставрационно-консервационных работ.

В ходе восстановления, которое, как ожидается, обойдется в £120 тыс., произведение очистят от скопившейся грязи, вернут утраты красочного слоя и нанесут на поверхность защитное остекление. По словам Сэма Келли, главного стекольщика и реставратора собора, работы продлятся два года, после их завершения безопасность витража будет обеспечена на ближайшие 200 лет.

«Первоначально мы полагали, что он просто невероятно грязный (и так оно и есть), но, увидев его с расстояния меньше 5 м, обнаружили, что некоторые детали утрачены, — говорит Келли. — Мы уже знали о проблеме просачивания воды, так что было необходимо что-то с этим делать».

Витражное окно состоит из двух ланцетных арок, в каждой из них изображено по паре ангелов, Angeli Ministrantes и Angeli Laudantes — ангелы служащие и ангелы славящие. Фигуры ангелов обрамляет узор с листьями аканта, выполненный по эскизу Морриса.

Витраж был создан в память о капитане королевской артиллерии Джордже Эйре Таунсенде по заказу его родных и, вероятно, задумывался как часть более внушительного проекта. Это один из ярчайших примеров возрождения в Британии XIX века витражного мастерства, важным стимулом для которого стала мода на подобные мемориальные изображения.

По данным историка Питера Кормака, «в первое десятилетие работы от двух третей до трех четвертей оборота» мастерской Morris, Marshall, Faulkner & Company (впоследствии переименованной в Morris & Co), открывшейся в 1861 году, приходилось на производство витражей. И хотя искусство рисовальщика Бёрн-Джонса и внимание Морриса к цвету и дизайну ценились очень высоко, Morris & Co выделяло из общего ряда в первую очередь качество самого стекла. Качество это, впрочем, варьируется — и не только от витража к витражу, но и в разных частях одного произведения. Проблемы, обнаруженные у витража Солсберийского собора, во многом связаны именно с этим.

Специалисты вручную, со всей возможной аккуратностью, транспортируют фрагмент витража, демонтированного из окна собора для восстановления. Фото: Finnbarr Webster
Специалисты вручную, со всей возможной аккуратностью, транспортируют фрагмент витража, демонтированного из окна собора для восстановления.
Фото: Finnbarr Webster

Стекольное производство Уильяма Морриса по своим технологиям было очень близко к практикам, принятым в средневековых мастерских, где каждая задача поручалась отдельному работнику. Изображение наносили самые лучшие художники, но технология обжига стекла в данном случае была нарушена, и в результате краска так и осталась на поверхности в виде порошка. Впоследствии он смывался из-за конденсации, которая создавала серьезные проблемы вплоть до 1960-х годов, когда в соборе установили отопление. К тому же на отдельных участках стекло было неаккуратно порезано и плохо перекрыто свинцовыми перемычками, из-за чего цемент со временем вымылся, открыв дорогу протечкам.

Отсутствие струн на арфе одного из ангелов тоже может свидетельствовать о том, что мастерская работала на пределе своих возможностей. На этом участке нет никаких следов утраченной краски. Существует вероятность, что струны исчезли в ходе какой-то прежней реставрации, но, допускает Келли, «не исключено, что эту часть просто не расписали и слишком торопились, чтобы переделывать ее».

Бесконечный аврал шел вразрез с утопическими условиями работы, которые описывал Уильям Моррис, и нетрудно себе представить, сколь велико было искушение использовать одни и те же эскизы в разных изобразительных техниках, с которыми работала фирма. Angeli Laudantes стали популярной композицией на гобеленах, а в Музее Фицуильяма хранятся два подробных рисунка Angeli Ministrantes и Angeli Laudantes, выполненные цветными мелками. Не исключено, что эти рисунки — вероятно, авторства Бёрн-Джонса — и легли в основу картонов для витража в Солсбери.

Еще одним ориентиром для реставраторов служит сравнение с другими, правильно обожженными витражами Эдварда Бёрн-Джонса. Композиции из Солсбери использовались, в частности, для витражей в доме австралийского магната Джорджа Маккалока — оттуда до нас дошла одна хорошо сохранившаяся панель.

Таким образом, в распоряжении Келли и его команды есть источники, к которым они смогут обратиться, когда перейдут к прорисовке линий на лицах, волосах, драпировках и крыльях. Они нанесут рисунок на бесцветные стекла, которые затем наложат на оригинал, чтобы реставрация была полностью обратимой и неинвазивной. Поскольку линии на листве по большей части в хорошем состоянии, их постараются оставить в оригинальных перемычках, но при этом весь витраж поместят под слой стекла, что, по словам Сэма Келли, «создаст наиболее близкую к музейной среду, которой можно добиться только при условии, что витраж остается на месте». Такой обработке уже подвергли все средневековые витражи собора — остались только ангелы Бёрн-Джонса.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+