Галереи современного искусства были и остаются на передовой продвижения художников, несмотря на экономические, политические и социокультурные ограничения. Официально Ассоциация галерей России насчитывает 30 участников, но этот список не исчерпывающий. В последние годы стали появляться новые, нестандартные форматы. Учитывая общемировое внимание к аутсайдерам, можно предположить, что именно в нишевых историях происходит все наиболее интересное. А классическая галерейная модель кажется уже даже несколько старомодной.
Первые российские галереи тоже были своего рода аутсайдерами. «Вы знаете, раньше ведь я не называлась галереей, — говорит Елена Куприна («Е.К.АртБюро»). — Это было именно некоммерческое проектное пространство. Собственно, как и многие галереи, открывшиеся в 1990-е, которые были в первую очередь проектными площадками». Сегодня галеристов 1990-х аутсайдерами уже никак не назовешь: они образуют костяк наиболее успешных и уважаемых продавцов российского искусства.
Из среды акционизма 1990-х возникла не имеющая аналогов мобильная галерея «Пальто», созданная арт-группой «Перцы» совместно с Александром Петрелли как арт-проект, а с 1997-го действующая как полноценная галерея. Торговля искусством из-под полы пальто — культурный код, который легко считывают жители постсоветского пространства. В будущем году галерее исполняется 30 лет, и лишь с недавних пор она принимает участие в ярмарках в традиционном формате — но не стенда, а, как сам художник его называет, «балаганчика».
Классический галерейный формат (просторные светлые пространства, яркая современная живопись, гламурная публика на вернисажах), устоявшийся со второй половины 2000-х — начала 2010-х, расценивался как долгожданный пример арт-бизнеса по международным стандартам. В Москве большинство галерей расположились в Центре современного искусства «Винзавод» и представляли собой хрестоматийный «белый куб». В то время как камерные пространства с уютной домашней атмосферой вроде «Роза Азора» Любы Шакс у Никитских Ворот воспринимались редким исключением из правил.
Серьезным галереям зарабатывать на продвижении молодых рискованно — основной доход приносят проверенные имена. В 2010-е сложилась ситуация, когда обратить внимание влиятельных кураторов и галеристов было крайне сложно и молодые художники начали создавать собственные artist run spaces (галерея «Электрозавод», Центр «Красный», ДК «Делай сам», кураторская мастерская «Треугольник», The Red Square были одними из первых). Наиболее успешно функционирующей институцией этого типа сегодня называют студию «Тихая» в Нижнем Новгороде, созданную Артёмом Филатовым, где художники не только работают, но и сами занимаются менеджментом, бухгалтерией, фандрайзингом и продажами.
Авторы со сложившейся карьерой, сотрудничающие с традиционными галереями, также могут искать нового подхода в представлении своих работ, и часто это их личная инициатива и потребность профессионального развития. Например, Екатерина Рожкова очень полюбила формат сайт-специфик-выставок в заброшенных особняках и региональных музеях. Заброшенные места дают возможность поработать с пространством и иной контекст, который классической галерее не всегда интересен. В результате, помимо чистого эксперимента, это приносит и экономические дивиденды в виде новых покупателей, новой тиражной серии, информационного внимания.
Трендом последнего времени становятся галереи с узкой специализацией. Пример тому — московская галерея Atelier Choutko, созданная в 2017 году в историческом особняке в переулках Арбата для продвижения текстильных техник в современном искусстве. Коллекционер ткацкого искусства Евгений Шутко стремится сохранить и соединить аутентичные техники с идеями современных художников, в том числе Андрея Бартенева, Александра Бродского, Георгия Острецова и других. Важно, что это не просто галерея, но и мастерские при ней, где резиденты могут соприкоснуться с текстильными и ткацкими техниками.
Еще одна московская галерея — существующая с 2023 года Murmure (фр. «шепот») — выбрала своей специализацией искусство художников-женщин. По данным Ассоциации галерей России, среди их резидентов по-прежнему более 50% составляют мужчины. Идея создания галереи Murmure возникла из многолетнего коллекционирования работ художниц. Галерея начала с сайт-специфик-выставок художниц — как соло (например, Ольги Тобрелутс при поддержке Pogodina gallery и Untitled Foundation), так и групповых кураторских проектов (выставка «Сила» к Международному женскому дню, куратор Ольга Божко), которые проходили прямо в квартире. Вместо того чтобы уклоняться от дискуссионного аспекта, существует ли «женское искусство», Murmure приняла решение поддерживать современных художниц в более широком контексте женского вклада в культуру. Сейчас галерея планирует сконцентрироваться на поп-ап-проектах в неконвенциональных пространствах, за пределами традиционных конвенций арт-индустрии.
Важный для отечественной культуры и андерграунда еще с советских времен феномен квартирных выставок вновь оказался востребованным, но уже в формате полноценных галерей. Некоторые из них охватывают всю жилплощадь целиком, где-то под выставки отводится одна из комнат, а то и вовсе только окна являются выставочным пространством. Как правило, это самоорганизованные проекты с необычными названиями — как галерея «Люда» художника Петра Белого. Многие названия также указывают на приватность пространства (галерея «Интимное место», Home Gallery, Murmure, Notfoundgallery). По большей части подобные проекты не являются свободными для посещения, попасть туда могут только приглашенные, в том числе в формате однодневных выставок. Есть квартирные галереи, основанные художниками для демонстрации их проектов (Dmitry Sirotkin Studio), а есть те, кто ставит перед собой коммерческие задачи, являясь полноценными игроками арт-рынка, участвуя в ярмарках и имея часы посещения (Nikolay Evdokimov Gallery). Организаторы квартирных галерей отмечают их преимущество в преодолении условностей и формальностей официальных институций, а выбор художников часто основан на дружеских отношениях и взаимном интересе.
Многие галереи стали вовсе уходить от идеи обязательного наличия физического пространства. В формате шоурума и временных выставок существует одна из старейших Pogodina gallery. Галерея JART известна такими знаковыми сайт-специфик-проектами, как «ЧА ЩА. Выставка в лесах» на территории курорта «Пирогово». Пионером «галереи загородного формата» является Gridchinhall Gallery в Красногорском районе, также располагающая студией. Или молодая галерея «Сад» Анны и Александра Мессерер в их загородном доме в Переделкине.
В последние годы стали появляться галереи при образовательных учреждениях: HSE Art Gallery при Школе дизайна НИУ ВШЭ, «Соль» при МГАХИ им. В.И.Сурикова, U Сontemporary при МШСИ. Там молодые художники могут сделать первые выставки и продавать свои работы.
Но особенно интересны независимые частные галереи, специализирующиеся на продвижении экспериментального искусства. Например, «К320» и Masla lisse в совсем не фешенебельных комнатах бывшего «Мосэнергостроя» недалеко от метро «Шаболовская». Хотя рентабельность такого бизнеса может показаться незначительной, соосновательница галереи «К320» Александра Пупшева отмечает: «За два года мы прошли путь от самоорганизации до полноценной узнаваемой галереи со своими резидентами, постоянными гостями и клиентами. Некоторые из авторов, с которыми мы сотрудничали, смогли стать резидентами крупных галерей и участниками главных отечественных ярмарок современного искусства».
Арт-профессионалы в целом отмечают неадекватность традиционной галерейной модели. Например, известный продюсер уличного искусства Сабина Чагина запускает свою галерею «Сабстанция» в башне ЖК «Пресня Сити» в Москве. Ее подход, как она говорит, ближе к шоу-бизнесу. В ее намерениях — продюсирование авторов — как в формате городских интервенций, так и через релизы тиражных работ стрит-арта. А регулярная выставочная деятельность не входит в планы галереи.
Устаревание формата галереи отмечает и Николай Евдокимов: «С самого начала мы не планировали называться галереей. Мы мыслили свое предприятие как агентство и консалтинг. Волею случая в первой ярмарке, где мы участвовали и которая стала триггером нашей работы как самостоятельной организации, мы взяли название Nikolay Evdokimov Gallery и стали называться галереей, хотя изначально от этого слова хотелось отстраниться, поскольку после многих лет работы в разных галерейных проектах мне было понятно, что галерея — это слишком узкий формат».
Наиболее интересный поиск происходит в нишевых пространствах и междисциплинарных проектах. И дело не только в неразвитости российского арт-рынка, когда содержать физическую галерею дорого. Зрители и коллекционеры с интересом идут на выставки в необычных пространствах, имеющих уникальную интонацию.
Инклюзия, устранение иерархии, упрощенный механизм коммуникации все больше волнуют художественное сообщество, что становится триггером расшатывания самих оснований галерейного бизнеса. На первый план выходят общеотраслевая вовлеченность, построение сообществ, неформальный подход, что, в свою очередь, не отрицает продаж. Гибридный и кросс-дисциплинарный подход оказывается более жизнеспособным в современных российских реалиях.