Выбор старейшего в Москве кинотеатра в качестве главной площадки кинофестиваля символичен. Восстановленное в 2021 году согласно проекту Федора Шехтеля историческое здание «Художественного электротеатра» само по себе культурное наследие и пример градостроительного искусства. Оно как нельзя лучше подходит для кинофестиваля, основной темой которого является осмысление роли искусства в самом широком смысле, тем более два фильма из 14 заявленных в программе прицельно посвящены архитектуре и взаимодействию художника с городской средой.
The ART Film Festival (ранее The Art Newspaper Russia Film Festival) становится культурным мероприятием всероссийского размаха. Седьмой фестиваль кино про искусство проходит с 21 октября по 3 ноября на десяти площадках в семи городах. В Москве, кроме «Художественного», показы состоятся в лектории Музея современного искусства «Гараж», Центре «Зотов» и Еврейском музее и центре толерантности. Северная столица принимает фестиваль в «Кино & Театре» исторического отеля «Англетер». Музейный центр «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Владимир), Центр культуры «Рекорд» (Нижний Новгород), филиал Третьяковской галереи в Самаре, Пермская синематека и екатеринбургский Ельцин Центр — среди площадок фестиваля нет случайных мест, искусство в кино естественно тяготеет к культурным центрам и музеям.
Не так давно фестиваль поменял свое название и состав учредителей, теперь у The ART Film Festival их двое: Инна Баженова, основатель кинофестиваля The Art Newspaper Russia Film Festival и фонда In artibus, и Ольга Ярутина, издатель The Art Newspaper Russia.
«Когда семь лет назад я задумывала этот фестиваль, даже не могла представить, как быстро и активно он будет развиваться. С каждым годом он становится все масштабнее, привлекает все больше талантливых кинематографистов и ценителей киноискусства. Хочу выразить особую благодарность издателю The Art Newspaper Russia Ольге Ярутиной. В прошлом году Ольга стала соучредителем кинофестиваля, и вот уже второй год мы вместе делаем это событие возможным. Спасибо тебе, Ольга, за поддержку, энтузиазм и любовь к киноискусству!» — сказала в своем приветственном обращении со сцены «Художественного» Инна Баженова.
В свою очередь, Ольга Ярутина поделилась успехами в расширении The ART Film Festival: фестиваль вышел за пределы двух столиц, в его программе теперь больше фильмов (14 вместо 10), площадок (10 против 6), а паблик-токов состоится 15 — вдвое больше, чем в прошлом году. Издатель The Art Newspaper Russia и соучредитель The ART Film Festival c полным основанием назвала события проекта «увлекательным путешествием для зрителя».
Сразу после приветственного фуршета в фойе отреставрированного электротеатра и официальной части зрителям предоставилась редкая по нынешним временам засилья простодушных блокбастеров возможность увидеть на большом экране в хорошем смысле элитарное, авторское кино — художественную киноленту «Далекие близкие» режиссера Марко Туллио Джордана (2024, Италия). «Мы выбрали этот фильм, потому что он соответствует тематике нашего фестиваля, ведь в центре сюжета — судьба творческой личности. Один из лейтмотивов фильма — отношения человека со своим телом: внешнее уродство героини становится поводом для ее отторжения семьей и окружающими», — рассказывает киновед, программный директор фестиваля Марина Торопыгина.
Представленная ранее на 77-м фестивале в Локарно история молодой пианистки, раскрывающей свой талант вопреки семейной трагедии и чуть ли не мистическим обстоятельствам, омрачившим ее детство, напрямую затрагивает и одну из основных тем всего фестиваля — судьбу творца, художника и его отношения с обществом. В главной роли — молодая итальянская пианистка Беатриче Барисон, лауреатка международных конкурсов, это ее дебют в кино. Действие фильма происходит в очаровательном городе Виченца в 1980–1990 годы, которые режиссер считает временем, «полным безрассудного оптимизма». Возможно, поэтому финал фильма выглядит неожиданно столь «утешительным и легковесным», как подытожил после просмотра директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.
Продолжает линию итальянских лент полуторачасовой документальный фильм «Арте повера, заметки для истории» (2023). Вместе с режиссером Андреа Беттинетти мы путешествуем по галереям, музеям и мастерским героев одного из самых влиятельных движений в искусстве XX века: Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и другие задаются вопросами о том, как молодежный бунт конца 1960-х стал истеблишментом и классикой современного искусства.
Программа кинофестиваля весьма насыщенна и разнообразна. Объединяет ее тема художника-революционера, бросающего вызов обыденности и предрассудкам. Почти все документальные и мокьюментари-ленты акцентируют наше внимание на творческом диалоге — очном или заочном — между художниками. Александр Сокуров обращается к Рембрандту в фильме Андрея Кречетова «Рембрандт. Посвящение» (2024). Наследник знаменитой художественной династии Джейми Уайет из ленты «Глазами Джейми Уайета» (премьерный показ из программы AMFEST ART & ARTISTS) находится в диалоге с предками и моделями, а среди тех, кто позировал ему, — президент Джон Фицджеральд Кеннеди, Энди Уорхол, Рудольф Нуреев и Арнольд Шварценеггер. Хедлайнеры The ART Film Festival Ила Бека и Луиза Лемуан, представленные в программе тремя документальными фильмами, ведут диалог с Биджоем Джайном из Мумбая и Рюэ Нисидзавой, выстроившим удивительный «Дом господина Мориявы» в центре Токио. Диана Мачулина открывает для нас художников из российской провинции, а режиссер из Якутии Сергей Потапов взывает к духу Шекспира, чтобы поставить «Короля Лира» в доме престарелых.
Уверены, что для каждого интересующегося искусством зрителя в обширной программе кинофестиваля найдется немало интересного.
К размышлениям о визуальном искусстве и его восприятии нашими современниками приглашает снимавшийся на протяжении десяти лет документальный фильм о проблемах современной арт-критики «Критика мертва, да здравствует критика!» (2024) (премьерный показ из программы AMFEST ART & ARTISTS) режиссера Мэри Луиз Шумахер. Фильм вызывает зрителя на диалог о природе искусства, современной арт-сцене, создании смыслов в XXI веке. Он будет особенно интересен студентам факультетов искусств и арт-менеджмента, журналистам и создателям арт-блогов.
Как раз по поводу этого фильма в Центре «Зотов» запланирован любопытный паблик-ток. Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова и искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов Зельфира Трегулова поговорят о том, нужны ли вообще критики и искусствоведы в мире, где профессиональные издания стремительно теряют популярность, уступая блогерам-любителям, а в современном искусстве практически невозможно сказать новое слово. В рамках The ART Film Festival состоится обширная публичная программа дискуссий с критиками, встреч с киноведами и искусствоведами, мастер-классов режиссеров и художников. Искусство не только задает вопросы, но иногда помогает нам найти ответы.
Ознакомиться с расписанием мероприятий и приобрести билеты можно здесь.
Генеральный партнер кинофестиваля — Европейская медиагруппа.
Партнер кинофестиваля — Sber Private Banking.