Как-то уже стало привычным, что международная ярмарка Cosmoscow кочует по Москве в поисках своего постоянного места, выживая, приспосабливаясь, следуя за трендами непредсказуемо меняющегося в последние годы мира. Хорошо, если среди участников сохранилась половина от первых галерей, с которых начиналась в 2010 году на «Красном Октябре» прихотливая история ярмарки. А за международный статус теперь отвечают пять галерей «персидской секции» и пара филиалов в Дубае. Тем не менее больше 90 художественных и дизайнерских галерей окучивают коллекционеров и зрителей на своих стендах-делянках, где цветут больше 1,5 тыс. работ современных авторов; тучные нивы некоммерческой программы и проектов Фонда Cosmoscow; 15 экспериментальных парников для художественно-коммерческих гибридов и коллабораций партнеров ярмарки — все это великолепие с трудом помещается в гигантском рассаднике нового «Тимирязев Центра» размером с несколько футбольных полей. Независимо от того, профессиональный или любительский интерес влечет вас к современному искусству, торгуете искусством или торгуетесь за искусство, — в любом случае вам точно сюда — в самую гущу, в толпу, настоящие джунгли арт-рынка.
Посетителей даже на предварительном открытии столько, что быстро обежать стенды, спокойно прицениться к работам и без суеты расспросить художников и галеристов практически невозможно: двигаешься в плотном потоке принарядившейся на грандиозное шоу публики. Искусство, представленное на ярмарочных стендах, подбирается соответствующим образом — оно должно вызывать интерес и продаваться, а не ранить, дразнить и провоцировать. Поэтому на ярмарке особое внимание уделяется коллекционерам. Они прошлись по стендам еще с утра, задолго до открытия и основного наплыва посетителей. Рынок есть рынок — первые выбирают, что хотят, опоздавшие выбирают из того, что осталось.
«Кажется, в этом году всего стало еще больше — и галерей, и художников, и площадей, и потолок выше, и народу прибавилось», — говорит художник Аристарх Чернышев в тени кофейного аппарата Bork, поток толпы как раз выплеснул нас на необитаемый партнерский островок. Напротив, в самом центре выставочного поля, торчит грубая деревянная карусель с четверкой скачущих по кругу белых гипсовых лошадей. Это работа мультидисциплинарной художницы Александры Гарт из Санкт-Петербурга «Постоянство веселья и грязи», назначенной в этот раз «художником года». О том, что перед нами именно современное и некоммерческое искусство, однозначно свидетельствует брутализм исполнения. Окружающие стерильные стенды партнерско-художественных коллабораций сверкают совершенством технологий. «Луна» Тишкова мирно восходит над холодильником Casarte на радость людям и в знак единения искусства и бытовой техники.
Визуальное деление жанров и стилей на ярмарке не всегда соответствует границам, очерченным в путеводителе. Но можно быть уверенным: если перед вами нечто топорное и рукотворное из пиломатериалов — это ближе к некоммерческому искусству. Такова ротонда, сколоченная «институцией года» — Центром городской культуры из Перми — и украшенная клочками и бумажками, а также мусорная инсталляция The Art Crime от Aidan Studio перед входом.
На галерейных стендах довольно много изображений всевозможной снеди. Еда — это преуспевание, достаток; дом — полная чаша должен быть оборудован настенной едой — такое искусство не нуждается в сложном истолковании и интуитивно понятно каждому.
«Я не хотел никого провоцировать, сделал серию зеркал с рамами-натюрмортами, но с художественными отсылками», — объясняет скульптор Сергей Шеховцов свою новую серию работ на стенде Elohovskiy Gallery. Синий морской конек прилип к расползающимся из зеркального блюда пластиковым морским гадам, а ярко-желтый целлюлитный лимон, выпавший из фруктово-овощной рамы, явно отсылает к фламандскому натюрморту.
Выставка которого, кстати, идет сейчас в ГМИИ им. А.С.Пушкина, чей директор Елизавета Лихачева бродит где-то в толпе зрителей. Не исключено, что она здесь по официальному поводу, так как Волго-Вятский филиал музея (Арсенал) стал в этот раз «музеем года» по версии Cosmoscow.
«Мы не вешаем кружков — это дурной вкус. И за сколько продали самую дорогую на стенде работу (комплект из трех скульптур Игоря Макаревича и Елены Елагиной ушел в частную коллекцию еще утром) тоже не скажу. Хвастать совершившимися продажами тоже дурной вкус», — говорит мне Сергей Хрипун на стенде XL Gallery. У них два стенда через проход — один для классиков Виктора Пивоварова, Макаревича и Елагиной, другой для более молодого искусства. Хрупкого ягненка Алекса Булдакова, склеенного из чайного гриба, можно купить за 750 тыс. руб. Но как такое унести в толпе? Раздавят же. Гораздо прочнее и практичнее настенная коллекция кружек с приваренными к донышкам трубками в форме рек России, в которых предполагается хранить воду соответствующих рек. Пустой, но готовый к употреблению «Бар рек» Романа Сакина продается за 650 тыс. руб. За фанерно-тканевыми кругами — воплощенными в материале соцопросами Ирины Кориной — коллекционеры буквально устроили охоту.
Двойные стенды также у московской Syntax Gallery и у «лучшего стенда ярмарки», как следует из наклейки на полу, — питерской галереи Jessica. И то и другое выглядит убедительно цельными, но абсолютно противоположными типами художественной экспозиции в ярмарочном формате. Может быть, самое трогательное в спокойной классике Syntax — стол и три разнокалиберных стула, разрисованные когда-то Валерием Чтаком. Они используются по назначению и не продаются. А стенд Jessica излучает «вайб культурной столицы» — у космического лося (фигура с рогатой головой) в блестящем скафандре толпятся блогеры в очереди на селфи, напротив крутится колонна из жестяных банок, торчат доски, висят тряпки.
Самую дорогую вещь на Cosmoscow показывает FUTURO Gallery родом из Нижнего, открывшая недавно представительство на «Винзаводе» в Москве. Никто, разумеется, не купит за 100 млн руб. «беспрецедентную художественную работу» — салатовый квадрат группы Nonsns, — как бы красноречиво ни описывал его один из авторов, художник Гоша Голицын в черной майке с остроумной надписью Make Art Nonsns Again. Зато «тиражный музейный сувенир» с этой работой отлично разлетается по 1 тыс. руб. за штуку. Миллениалы и новые коллекционеры открывают для себя вечную тему ценообразования в современном искусстве. И, судя по статистике продаж на Cosmoscow, российский арт-бизнес готовится стартовать в открытый космос, захватывать азиатские, африканские рынки, выходить в Тихий океан и высаживаться в Антарктиде. Как сказала нам петербургская галеристка Марина Гисич, «наша цена здесь в десять раз больше, чем на blazar, ярмарке молодого искусства, но частота продаж такая же!» В это время за ее спиной в качестве иллюстрации снимали одну (видимо, купленную) большую работу Кирилла Челушкина и вешали другую.
«Тимирязев Центр», Москва
12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow
До 27 октября