18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди

Конструктивистское наследие Коломны насчитывает полтора десятка объектов.  Фото: Наталья Меликова
Конструктивистское наследие Коломны насчитывает полтора десятка объектов.
Фото: Наталья Меликова
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»

Архитектура советского авангарда оказывается в фокусе внимания исследователей не первое десятилетие. При этом интерес к ней все больше смещается в сторону изучения локальных феноменов. Так, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Казанью, Нижним Новгородом, Самарой, в списке городов — центров конструктивизма важное место занимает подмосковная Коломна. В подтверждение этому в издательстве АНО «Коломенский центр познавательного туризма „Коломенский Посад“» вышел альбом-путеводитель по архитектурному наследию города 1920–1930-х годов.

Евгения Стаханова, Егор Егорычев, Наталья Меликова. Коломенский конструктивизм. Альбом-путево- дитель. Коломна: АНО «Коломенский центр познавательного туризма „Коломенский Посад“», 2023. 63 с., ил.
Евгения Стаханова, Егор Егорычев, Наталья Меликова. Коломенский конструктивизм. Альбом-путево- дитель. Коломна: АНО «Коломенский центр познавательного туризма „Коломенский Посад“», 2023. 63 с., ил.

Альбом «Коломенский конструктивизм» подготовлен по материалам одноименной арт-резиденции, которую в 2019 году организовал музей «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Ее участники внимательно изучили и каталогизировали как сохранившееся, так и утраченное наследие, провели фотосъемку всех уцелевших зданий и устроили выставку авторских плакатов. Составители альбома Евгения Стаханова, Егор Егорычев и Наталья Меликова рассчитывают, что книга привлечет внимание к исчезающим объектам и откроет Коломну с новой, почти неизвестной стороны — как один из центров передовой архитектуры ХХ века.

Конструктивистское наследие Коломны насчитывает полтора десятка объектов. Почти все они были возведены по заказу Коломенского машиностроительного завода для нужд рабочих. Жилые кварталы, школы, пожарные части, госбанк, банно-прачечный комбинат, диспансер, рабочий клуб, дворец культуры, учебный комбинат, заводская котельная — созданная за первое десятилетие советской власти социальная инфраструктура во многом сформировала современный облик города.

Тем не менее большинство описанных в книге объектов до сих пор не имеют охранного статуса, что упрощает процесс их полного или частичного сноса. Только за последние десять лет в Коломне было утрачено несколько ценных построек, включая здание бассейна в составе банно-прачечного комбината, профилакторий в рабочем поселке при цементном заводе, а также пожарную часть в районе Щурово. В 2021 году перестроен хирургический корпус городской больницы, в результате чего здание утратило первоначальный вид. В ходе ремонта были безвозвратно искажены фасады банно-прачечного комбината и ДК им. Куйбышева. Сохранившиеся объекты находятся в ветхом и аварийном состоянии, среди них — действующая пожарная часть № 224 в Голутвине, а также ныне недействующее здание госбанка, которое недавно получило статус выявленного объекта культурного наследия. Параллельно готовится к сносу несколько корпусов Рабочего поселка им. Левшина, на их месте планируют построить многоэтажные жилые дома.

Сохранившееся здание Госбанка — яркий образец коломенского конструктивизма.  Фото: Наталья Меликова
Сохранившееся здание Госбанка — яркий образец коломенского конструктивизма.
Фото: Наталья Меликова

Между тем все конструктивистские здания обладают большим потенциалом, чтобы получить вторую жизнь. Один из самых интересных в этом смысле объектов — котельная 1937 года постройки. Когда-то она отапливала завод портативных граммофонов и соседние жилые дома на Уманской улице, а сегодня находится в запустении и медленно разрушается. Здание имеет нетипичную для конструктивистских построек форму базилики с тремя нефами и двухъ­ярусными окнами. Авторы альбома уверены: котельная может быть реконструирована и превращена в общественно-культурный центр. Еще один выявленный объект культурного наследия — школа № 9, построенная в 1928 году и пережившая основательную, но при этом бережную реконструкцию в конце 1980-х. Это один из убедительных примеров того, как ветхое конструктивистское наследие может быть сохранено и переосмыслено в новых условиях.

«Каждый путеводитель, каждый сборник вытаскивает на свет это наследие, делает его узнаваемым и, как бы пафосно это ни звучало, дает ему шанс на реставрацию, регенерацию, новое использование и возвращение достойного места в городской среде», — пишет в послесловии к книге куратор столичного Центра авангарда Александра Селиванова. Каким окажется это место — увидим уже скоро: судьба исторического наследия в наши дни решается быстро.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+