18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аристарх Чернышев: «Создавая работы, пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор»

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В пространстве BoscoVesna идет выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика». Мы поговорили с медиахудожником о нейросетях, концепции «естественных технологий» и о том, как изменилось за последние 30 лет отношение российского бизнеса к искусству

Ваш проект называется «Техноорганика». В чем состоит идея соединения этих двух миров — технологического и природного?

Идея, в общем-то, не новая и довольно простая. Состоит она в том, что мы являемся органическими существами, которые обросли различными технологиями искусственного происхождения. Я же предлагаю создавать более естественные технологии, которые были бы органично интегрированы в природу.

Можно ли сказать, что «естественные технологии» так же утопичны, как и, например, «бумажная архитектура»?

Отчасти да. В то же время у каждой фантазии есть почва для дальнейшей реализации. Когда вещь впервые описывается, она выглядит фантастично, но проходит время, и появляются первые эскизы, потом прототипы, а потом вполне работающие устройства. Тот же Леонардо да Винчи предсказал появление парашюта, танка, многозарядных ружей и прочего. Конечно, каждый художник фантазирует в меру своих возможностей и понимания того, что можно реализовать, а что является просто спекуляцией на тему будущего. В случае с «Абстрактной инженерией» (серия сделанных для проекта «Техноорганика» надувных скульптур, напоминающих сердца и другие внутренние органы и одновременно технические устройства типа двигателей, турбин. — TANR) я сделал устройства, которые не имеют никакого практического предназначения. И вообще неизвестно, есть ли у них предназначение.

Торговый центр BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Торговый центр BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

А почему тема «Техноорганики» была выбрана для такого пространства, как BoscoVesna? Вы думали о контексте, когда готовили проект?

Это моя центральная тема, поэтому для меня не было разницы, делаю ли я проект для BoscoVesna или для моей персональной выставки. Единственное, я постарался сделать его в более понятной, развлекательной форме.

Я в целом в своей деятельности руководствуюсь принципом, что в работах должен быть такой поверхностный слой, для считывания которого не требуется никакой подготовки. Зритель получает живое эстетическое впечатление, а уже дальше при желании может углубиться в тему. Есть, конечно, science-art, какие-то сложные концептуальные проекты, но тут, если с первого взгляда не происходит считывание, зритель может просто пройти мимо.

Вы использовали нейросети для подготовки проекта?

Естественно, я пользовался всем этим арсеналом, чтобы получить объекты. Технологии нейросетей дают новые выразительные возможности, позволяют получить принципиально новый вид картинки. И я эксплуатировал в данном случае ту эстетику, которая порождена этими инструментами.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Какие работы были подготовлены специально для BoscoVesna?

Все работы из серии «Абстрактная инженерия», которые висят в атриуме и на фасаде, и большинство стереоработ (имеются в виду принты в технике лентикулярной печати. — TANR) и видео. Всего на экранах демонстрируется около 25 персонажей, а специально для этой выставки мы отрендерили около 15.

Я узнала шагающих персонажей из серии «Метапотребитель», которые состоят из мусора. Другие же состоят то из цветов, то из ракушек, то из вензелей, то из киноаппаратуры и мониторов. Как возникали эти образы?

Они возникли в результате эксперимента. Технология нейросетей имеет особенность, которая заключается в том, что она лишь частично контролируема. Ты даешь ей запрос и исходное изображение, которое служит опорной точкой, но на выходе у тебя может получиться вообще не то, что ты хотел. Свобода, которая есть у этой технологии, — это одновременно и ее плюс, и минус. Сейчас, правда, появилась возможность тренировать свою модель. Когда ты что-то рендеришь, ты можешь усилить отдельные элементы, которые влияют на конечное изображение, и в итоге добиться нужного результата. На это можно потратить и день, и два, и три.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Вы окончили Бауманку, факультет машиностроения. В «Абстрактной инженерии» мы видим, вероятно, отголосок вашей учебы?

Во всех моих работах прослеживается прямое влияние моего образования. Более того, я пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор: сам делаю чертежи и все конструирую.

На этом важно сделать акцент, поскольку сегодня художники часто выступают с идеей, эскизом, но изготовление арт-объекта делегируют кому-то другому, особенно если речь идет о чем-то очень масштабном или технологичном. Вы же, получается, все делаете сами, включая, например, светодиодные скульптуры в виде искривленных бегущих строк, одна из которых, «Информационная сингулярность», есть и на выставке?

Да, конечно, я их проектирую и частично изготавливаю сам. Я делегирую только те рутинные операции, которые полностью формализованы. Когда, например, по моему чертежу нужно отфрезеровать детали. Я, конечно, могу взять лобзик и вырезать их сам, но зачем, если есть фрезер, есть лазерный станок, есть 3D-принтер? Но я подготавливаю все для производства.

ДОСЬЕ
Аристарх Чернышев
Художник

Родился в Луганске в 1968 году.

Начал художественную карьеру в 1991 году, после окончания МГТУ им. Н.Э.Баумана по специальности «инженер-механик, конструктор спутниковых систем».

Создает медиаскульптуры, интерактивные объекты, работы в смешанной технике, совмещающие 3D-печать и другие технологии, видео и концептуальные проекты в области Sci-Fi и спекулятивного искусства.

Живет и работает в Москве.

Еще…

Я десять лет преподавал в Школе Родченко, и основная идея, которую я доносил до студентов, состояла в том, что не существует такой волшебной конторы, которая реализует любой их фантастический проект. Поэтому по возможности все нужно делать самим. Часто студентов учат тому, что им достаточно что-то придумать и сделать эскиз, а потом кто-то по их эскизу изготовит работу. Ничего подобного! И даже если ты найдешь контору, которая сделает все за тебя, то стоимость производства будет такая, что конечный продукт ты просто не сможешь продать с прибылью. Ведь все эти производства не рассчитаны на специфические запросы художника.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Например, лет десять назад в Москве я нашел фирму, в распоряжении которой был уникальный принтер, печатавший объекты из акрилового материала, который мог быть прозрачным и непрозрачным, передавать определенную гамму цветов. Я пришел к ним, и они показали мне распечаток кроссовка. Стоил кроссовок $16 тыс. Понятно, что на этом история с принтером закончилась. Мне пришлось придумать собственную технологию полноцветного текстурирования объектов, которую я с успехом использую до сих пор. (В BoscoVesna представлен объект «Трон Метапотребителя», созданный с ее помощью. — TANR.)

Иногда ко мне самому обращаются художники, которые что-то придумали, и просят меня быть подрядчиком в их производстве. Как правило, я сразу отказываюсь. Или они сами отказываются, когда я объясняю, какая выйдет стоимость производства.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Когда к вам пришла идея, что можно сконструировать технический объект с позиции художника?

Любое более или менее сложное техническое устройство тоже является произведением искусства — искусства инженерии, искусства программирования. Поэтому нет никакого противоречия в том, чтобы сделать арт-объект с помощью инженерного подхода. И вообще, сложно отделить техническое творчество от того творчества, когда ты кладешь цветные пятна на холст. Эта идея не то чтобы пришла ко мне в какой-то момент. Мне кажется, она всегда у меня была.

А каким был первый объект, который вы изготовили именно как произведение искусства?

Еще во время учебы в институте я сделал несколько объектов в виде человеческих голов, которые состояли из механизмов. Отчасти это было подражание итальянским футуристам и другим художникам, на которых в начале прошлого века повлияла техническая революция. И у футуристов, и у кубистов в изображениях часто встречаются разные элементы техники, детали машин, самолетов. Яркий пример — Соня Делоне.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Обычно о вас пишут как о пионере медиаискусства в России. Но вы ведь также являетесь пионером в области паблик-арта. В частности, хочется вспомнить проект «Искусство принадлежит народу» 1994 года, где вы выступали куратором вместе с Ростиславом Егоровым и Ангелиной Пановой. Художники тогда делали работы для размещения на билбордах...

На самом деле паблик-арт — это же просто часть медийного пространства. Когда в 1994 году появилось рекламное пространство, я его воспринял как пространство для реализации художественных идей. Фактически это был медиапроект. В нем участвовала вся художественная тусовка, и все были, в общем-то, довольны.

Там ведь, помимо билбордов, были задействованы и витрины?

Да, проект состоял из двух частей: сперва были билборды, потом витрины. Но витрины, на мой взгляд, не очень удались, потому что не было нужного масштаба. К тому же билборд — это полностью «твое» пространство, а в витринах возникала борьба с тем товаром, который уже был там представлен, и иногда художники проигрывали в этой борьбе, потому что тогда еще не все понимали, как взаимодействовать с коммерческим пространством.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Как это все воспринималось со стороны бизнеса? Очевидно, есть большая разница между выставкой в магазине тогда и сейчас?

У бизнеса тогда не было интереса в глубокой интеграции с искусством. С магазинами вообще было сложно договориться. Владельцы не понимали, зачем они должны предоставлять свое пространство художнику. Да и сама атмосфера в 1994 году была сложная, тяжелая: все эти бандиты, «крыши». Невозможно было ничего прощупать, потому что люди просто пугались, думая, что мы какие-то засланные ребята.

Теперь бизнес работает по другим схемам, он открыт сотрудничеству. Бизнес не только призывает покупать, но и предлагает эстетический, художественный продукт. То, что я сделал сейчас в BoscoVesna, — это как раз пример удачной интеграции художественного проекта в коммерческое пространство. Организаторы понимали, что художнику нужно предоставить полномочия, чтобы проникнуть в это пространство со своими идеями, а я понимал, как сделать так, чтобы предметы консюмеризма не «съели» мое художественное высказывание. Это был хороший эксперимент. Я думаю, что он удался.

BoscoVesna, Москва
Аристарх Чернышев. «Техноорганика»
До 15 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+