18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста. Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста.
Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге завершается растянувшаяся почти на три года реставрация знаменитых сфинксов у Египетского моста через Фонтанку. Второй этап восстановительных работ привел к возвращению исторической окраски скульптур

Комплексная реставрация чугунных фигур началась еще летом 2022-го и фактически завершилась к концу того же года. Но вскоре пришлось вернуть сфинксов в реставрационные мастерские.

«Хотя все работы два года назад были выполнены в срок и с должным качеством, — рассказала Екатерина Шишкина, заведующая отделом памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, — мы были вынуждены продолжить реставрацию, потому что скульптура не выдержала влияния агрессивной окружающей среды и варварского отношения к ней горожан и туристов». В ходе второго этапа принято решение изменить оттенок цвета, в который традиционно окрашивали эти скульптуры. Так что после возвращения на Египетский мост они будут более светлыми.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“».
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

А в начале первого этапа реставрации, весной 2022 года, специалисты выявили аварийное состояние всех четырех сфинксов на Египетском мосту: красочный слой был во многом утрачен, позолота ободрана, коррозия разъедала и сами фигуры, и основания-плинты, на которых они держались. Состояние этих оснований вызывало у хранителей Музея городской скульптуры особые опасения: плинты корродировали настолько, что сфинксы могли просто провалиться в них.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». В течение нескольких месяцев устранялись многочисленные очаги коррозии, расчищались следы разрушения металла. Фигуры и плинты обрабатывались антикоррозийными ингибиторами, заново покрывались краской. Последним элементом реставрации стало восстановление позолоты на платках-немосах, украшающих головы фигур. В декабре 2022 года сфинксы вернулись на место — как оказалось, ненадолго.

Египетский мост, объект культурного наследия федерального значения, один из самых многострадальных в Петербурге. Он был построен в 1825–1826 годах как цепной висячий мост. В 1905 году он обрушился, на его месте возвели временный деревянный пешеходный мостик, непохожий на предшественника. Построить постоянный каменный удалось только спустя полвека, в 1955 году. Тогда же было принято решение вернуть мосту его изначальное обличье — в украшении решеток и четырех декоративных обелисков использованы элементы искусства Древнего Египта. Сфинксы тоже вернулись — но не на мост, а встали рядом с ним, на набережных.

Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия.  Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия.
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Фигуры четырех сфинксов были отлиты из чугуна по проекту Павла Соколова (он же автор фигур львов на Львином и грифонов на Банковском мостах). За образец скульптор взял не традиционный египетский, а древнегреческий вариант — у его сфинксов женские лица и фигуры, напоминающие греческих богинь. Некоторые искусствоведы считали, что скульптор придал лицам сфинксов сходство с Елизаветой Алексеевной, женой императора Александра I.

Фигуры за время их существования приходилось неоднократно реставрировать. «Чугун — пластичный металл, но он корродирует, его обязательно нужно покрывать краской, — говорит Екатерина Шишкина. — Такую скульптуру очень сложно сохранять в условиях современного мегаполиса с его агрессивной окружающей средой, огромной антропогенной нагрузкой».

Летом этого года сфинксы вновь оказались в мастерских ЗАО РПНЦ «Специалист»; все работы выполнялись в рамках гарантийных обязательств (по контракту их срок — пять лет). Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия. А также заново покрыть позолотой украшающие головы сфинксов платки-немосы: за те полгода, что фигуры стояли возле моста, позолоту с них успели варварски соскрести. К тому же специалисты Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решили изменить окраску скульптур на новую, вернее, с точностью восстановить оригинальную. «С момента, когда в середине прошлого века сфинксы вернулись на историческое место, их окрашивали под оксидную бронзу, — говорит Екатерина Шишкина. — Цвет, указанный в документах XIX века, близок к нему, но не идентичен».

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой.
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Но главное, конечно, не в оттенках колорита, а в том, чтобы максимально надежно предохранить чугун от коррозии. Специалисты надеются, что второй этап реставрации позволит сохранить сфинксов надолго.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+