18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мировой океан стал ближе на выставке в галерее Ruarts

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Своеобразный футуристический прогноз делает на своей выставке скульптур Айдын Зейналов, дважды академик — Российской и Флорентийской академии художеств

Темы сна, стихии воды и наблюдения уже разрабатывались скульптором и графиком Айдыном Зейналовым в двух его предыдущих выставках Swim and Dream и «Наблюдатель» в галерее Ruarts. Новый экспозиционный проект со скульптурными композициями из различных материалов — синтез философских представлений художника-исследователя о жизни в гармонии с природой, хотя на первый взгляд это выглядит мрачным футуристическим прогнозом, осознанием масштабов загрязнения Мирового океана.

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Но разве экологический кризис не является естественной частью нашей реальности, разве в том, что мы сочтем уродливым или странным, даже ужасающим, не содержится утонченная красота? Катарсическая цель «Грез океана», как значится в пресс-релизе выставки, — исследовать эстетику мировой экологической катастрофы без ужаса и чувства вины, глазами беспристрастного наблюдателя. Стоит ли разрушать плавучий остров из азиатского пластика, постепенно собирающийся в середине Тихого океана, или нам пора задуматься о его обустройстве и превращении в новую твердь для, скажем, грядущих климатических беженцев?

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

«С одной стороны, мы должны ответственно относиться к океану, но с другой — он решает, каким быть, определяет границы приемлемого. Мусорные острова, возможно, очень скоро станут нашими территориями для жизни», — рассказывает арт-директор фонда и галереи Ruarts, куратор выставки Катрин Борисов. Мы, люди, словно являемся порождениями сна или кошмара океана, пеной и брызгами его хтонического дыхания, преходящей фазой его существования, и кто знает, что будет с нашим миром, когда древний титан, первенец Геи и Урана, проснется.

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Посмотрите на полиэтиленовый пакет на морском дне, разве он не прекрасен, как абстрактная скульптура? И почему тогда мы радуемся долголетию античной скульптуры и не печалимся из-за того, что жестокая природа и ультрафиолет изничтожат прекрасную рукотворную пластиковую абстракцию всего за пару столетий? Скажете, она причиняет вред обитателям вод? Возможно, а знаете сколько хомяков погибло от вибраций ветряных генераторов, сколько голубей убилось о памятник Пушкину, сколько червей утопило Клязьминское водохранилище?

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Скульптуры Айдына Зейналова иллюстрируют амбивалентность природы, ее способность выворачивать обстоятельства себе на пользу, превращать несовершенство и мусор в нечто превосходное: консервную банку — в обиталище рака-отшельника, защитные маски – в полигон для размножения морских коньков, и так без конца. Жизнедеятельность человека вредит природе, но также заставляет ее приспосабливаться и эволюционировать. Этот процесс направлен обоюдно: когда-нибудь приспособиться к изменившимся условиям придется и нам. Если это еще будем мы. Но даже если в будущем мы изменимся до неузнаваемости и станем похожими на разлагающуюся гигиеническую прокладку или каракатицу в дырявых калошах — обязательно найдется кто-нибудь, кто сочтет нас прекрасными и возвышенными. Может быть, рак-отшельник, живущий в мятой пивной банке?

По материалам пресс-релиза

Галерея Ruarts
«Грезы океана»
До 1 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+