18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Море сувениров: как в Тольятти расставляли городские акценты

Владлена Мышкина. «Жигулевское море». Открытка. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Владлена Мышкина. «Жигулевское море». Открытка.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

У слова «акцент» разные значения, но есть одно общее: выделение, выдвижение на первый план. Проект «Тольяттинский акцент» как раз о том, как выделить в образе города главное. Об этом рассказала руководитель проекта Светлана Борисова

Выиграв грантовый конкурс Фонда Потанина, мы с коллегами в краеведческом музее начали работу, как положено, с анализа рынка сувенирной продукции. Все, что мы видели, ничем не отличалось от стандартного набора, который продается в любом городе: брелоки, магнитики... Мы сразу определили, что у нас все должно быть иначе. Во-первых, поняли, что не хотим замыкаться только на музее. Во-вторых, решили, что наши сувениры должны быть интересны разным целевым аудиториям — от маленьких детей до, скажем так, городских интеллектуалов, и всем, кто в промежутке. Поэтому цель была такая: десять сувенирных тематик, десять линеек на разные темы.

Юлия Лашманова. «Волжские чудища». Косметичка. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Юлия Лашманова. «Волжские чудища». Косметичка.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Мы тогда еще не осознавали объема предстоящих работ. Идей было много, все были активными, и казалось, что все достаточно просто. В итоге все вышло совсем не просто, но мы на самом деле рады, что изначально замахнулись на такой масштаб. На сегодняшний день я понимаю запросы практически любого человека, который приезжает в город Тольятти и хочет отсюда что-то увезти. Во время воркшопов и консультаций с экспертами эти запросы были основательно изучены. Начиная с детей, у которых захватывает дух от серии «Тольятти — родина единорогов», посвященной обитанию в наших краях вымерших миллионы лет назад эласмотериев. Или линейки с названием «Чувствуй город» — взгляд молодого дизайнера на то, как за монотонностью бетонных коробок открываются интересные визуальные объекты городской среды. Если же говорить о серии «Жигулевское море», то она родилась после консультаций с представителями туристического бизнеса. Мы сами удивляемся количеству свежих идей и перспектив.

Алена Назарова. Линейка сувениров «Чувствуй город». Блокнот. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Алена Назарова. Линейка сувениров «Чувствуй город». Блокнот.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Сувениры из новых линеек пока представлены небольшим тиражом, музей рассматривает предложения по производству.

Пристрастились к бутылке. И это хорошо!

Вход на территорию музея-заповедника со своей стеклянной тарой приветствуется — при условии, что вы сдадите ее в специальный контейнер. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» — один из самых посещаемых туристами объектов в Республике Татарстан, и проблема переработки мусора здесь стоит весьма остро. В музее к ней подошли творчески, решив превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства. Так родился проект «Лезем в бутылку» — стеклодувная мастерская на острове-граде Свияжск.

В музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» решили превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства.  Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
В музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» решили превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

С помощью гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина музей-заповедник организовал сбор стекла, закупил в Санкт-Петербурге две печи — гутную и муфельную — и обучил навыкам профессии стеклодува двух добровольцев. Александра Смирнова к тому моменту уже умела работать со стеклом, но в технике лэмпворк, с помощью газовой горелки, а вот Марату Прошкину пришлось начинать с нуля. Кстати, Марат Прошкин работает заместителем директора музея-заповедника по информационным технологиям.

Торжество новой жизни

Хотя зоопарки не слишком похожи на музеи, никто не запрещает им участвовать в грантовом конкурсе «Креативный музей». А побеждать — тем более. «Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий, популяризировать экологическую повестку и напомнить о миссии зоопарка — сохранение биоразнообразия на Земле.

«Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
«Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Двадцать мастеров, прошедших конкурсный отбор, изготовили для зоопарка авторскую сувенирную продукцию из экологичных материалов. В ходе творческих мастерских участники набирались опыта на лекциях и встречах с ведущими дизайнерами и маркетологами. Разбирались успешные кейсы производства сувенирной продукции — шла настоящая учеба. Новый «мерч» представили на первом «Зеленом фестивале», который проходил в зоопарке 27 июля. Сувенирная продукция из переработанных материалов идеально вписалась в формат фестиваля для детей и взрослых, который теперь будет проводиться ежегодно.

Пластик в доме Сурикова

Несмотря на аномальную жару, царившую в конце июня в Красноярске, в Музее-усадьбе В.И.Сурикова с успехом прошел первый усадебный экофестиваль «Натура культуры». На нем были представлены арт-объекты из переработанного пластика: инсталляции, лавочки, светильник, окно-зеркало, мозаики из собранных пластиковых флаконов, крышек, пакетов.

Сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Задумавшись о красоте и творческих возможностях этого материала, сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“»: интерпретировать коллекцию музея в современные дизайнерские арт-высказывания через принципы экокультуры и переработки пластиковых отходов. Креативным партнером выступило местное творческое объединение «Экодизайн Хаб», а основными резидентами бюро — студенты направления «промышленный дизайн» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Источником вдохновения для молодых художников стали биография Василия Сурикова и мотивы его произведений.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+