Выиграв грантовый конкурс Фонда Потанина, мы с коллегами в краеведческом музее начали работу, как положено, с анализа рынка сувенирной продукции. Все, что мы видели, ничем не отличалось от стандартного набора, который продается в любом городе: брелоки, магнитики... Мы сразу определили, что у нас все должно быть иначе. Во-первых, поняли, что не хотим замыкаться только на музее. Во-вторых, решили, что наши сувениры должны быть интересны разным целевым аудиториям — от маленьких детей до, скажем так, городских интеллектуалов, и всем, кто в промежутке. Поэтому цель была такая: десять сувенирных тематик, десять линеек на разные темы.
Мы тогда еще не осознавали объема предстоящих работ. Идей было много, все были активными, и казалось, что все достаточно просто. В итоге все вышло совсем не просто, но мы на самом деле рады, что изначально замахнулись на такой масштаб. На сегодняшний день я понимаю запросы практически любого человека, который приезжает в город Тольятти и хочет отсюда что-то увезти. Во время воркшопов и консультаций с экспертами эти запросы были основательно изучены. Начиная с детей, у которых захватывает дух от серии «Тольятти — родина единорогов», посвященной обитанию в наших краях вымерших миллионы лет назад эласмотериев. Или линейки с названием «Чувствуй город» — взгляд молодого дизайнера на то, как за монотонностью бетонных коробок открываются интересные визуальные объекты городской среды. Если же говорить о серии «Жигулевское море», то она родилась после консультаций с представителями туристического бизнеса. Мы сами удивляемся количеству свежих идей и перспектив.
Сувениры из новых линеек пока представлены небольшим тиражом, музей рассматривает предложения по производству.
Вход на территорию музея-заповедника со своей стеклянной тарой приветствуется — при условии, что вы сдадите ее в специальный контейнер. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» — один из самых посещаемых туристами объектов в Республике Татарстан, и проблема переработки мусора здесь стоит весьма остро. В музее к ней подошли творчески, решив превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства. Так родился проект «Лезем в бутылку» — стеклодувная мастерская на острове-граде Свияжск.
С помощью гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина музей-заповедник организовал сбор стекла, закупил в Санкт-Петербурге две печи — гутную и муфельную — и обучил навыкам профессии стеклодува двух добровольцев. Александра Смирнова к тому моменту уже умела работать со стеклом, но в технике лэмпворк, с помощью газовой горелки, а вот Марату Прошкину пришлось начинать с нуля. Кстати, Марат Прошкин работает заместителем директора музея-заповедника по информационным технологиям.
Хотя зоопарки не слишком похожи на музеи, никто не запрещает им участвовать в грантовом конкурсе «Креативный музей». А побеждать — тем более. «Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий, популяризировать экологическую повестку и напомнить о миссии зоопарка — сохранение биоразнообразия на Земле.
Двадцать мастеров, прошедших конкурсный отбор, изготовили для зоопарка авторскую сувенирную продукцию из экологичных материалов. В ходе творческих мастерских участники набирались опыта на лекциях и встречах с ведущими дизайнерами и маркетологами. Разбирались успешные кейсы производства сувенирной продукции — шла настоящая учеба. Новый «мерч» представили на первом «Зеленом фестивале», который проходил в зоопарке 27 июля. Сувенирная продукция из переработанных материалов идеально вписалась в формат фестиваля для детей и взрослых, который теперь будет проводиться ежегодно.
Несмотря на аномальную жару, царившую в конце июня в Красноярске, в Музее-усадьбе В.И.Сурикова с успехом прошел первый усадебный экофестиваль «Натура культуры». На нем были представлены арт-объекты из переработанного пластика: инсталляции, лавочки, светильник, окно-зеркало, мозаики из собранных пластиковых флаконов, крышек, пакетов.
Задумавшись о красоте и творческих возможностях этого материала, сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“»: интерпретировать коллекцию музея в современные дизайнерские арт-высказывания через принципы экокультуры и переработки пластиковых отходов. Креативным партнером выступило местное творческое объединение «Экодизайн Хаб», а основными резидентами бюро — студенты направления «промышленный дизайн» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Источником вдохновения для молодых художников стали биография Василия Сурикова и мотивы его произведений.