18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хвалынск: художники, древние городища, яблоневые сады и волжские просторы

Резные деревянные наличники старого кирпичного дома  в Хвалынске.  Фото: Дмитрий Курбатский
Резные деревянные наличники старого кирпичного дома в Хвалынске.
Фото: Дмитрий Курбатский
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Составляя маршрут путешествия по приволжским городам, обязательно внесите в него Хвалынск — город, который встречает гостей старинными купеческими домами, яблоневыми садами и необозримым простором окрестных холмов

Даже те, кто никогда не слышал про Хвалынск, точно знакомы с шедевром Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Хвалынск — родина знаменитого художника, город в Саратовской области, раскинувшийся на правом берегу Волги, у подножия Хвалынских гор. Волга здесь похожа на море, а по древним городищам, меловым холмам и яблоневым садам можно гулять часами. Как и по улочкам города, чувствуя себя путешественником во времени.

История крупными мазками

До создания на Волге Саратовского водохранилища напротив Хвалынска находился огромный остров, отмеченный на картах как Сосновый. В его истории отразилась судьба России с момента покорения Казанского и Астраханского ханств. В 1556 году Иван Грозный послал на Волгу для наведения порядка «плавные рати» из стрельцов, которые обосновались в том числе на Сосновом острове. В 1606 году эти места отошли в пользу московского Чудова монастыря, устроившего здесь рыбные ловли и сезонное поселение. Весеннее половодье причиняло ущерб рыбакам — тогда Петр I пожаловал монастырю земли на правом берегу Волги, напротив острова. Так, в 1685 году появилось село Архангельское (Сосновый остров). Микроклимат приволжских холмов оказался идеален для яблоневых садов. В 1780 году село, разбогатевшее на торговле зерном, стало уездным городом Хвалынском. В этом имени навсегда сохранилась память о древнем названии Каспийского моря — Хвалынское или Хвалисское, которое оно, по одной из версий, получило от народа хвалисов, обитавшего в северном Прикаспии.

Вид на центральную часть города.1873.  Фото: П.П. Пятницкий
Вид на центральную часть города.1873.
Фото: П.П. Пятницкий

Хвалынск вместе с окрестностями до революции был одним из центров старообрядчества: поборники старой веры, гонимые правительством, появились в Сосновке еще в конце XVII века и заселили эти края.

Город переживал разные времена. В 1892 году в Хвалынске произошел знаменитый холерный бунт, во время которого восставшие горожане и заезжие разжигатели жестоко убили городского врача Александра Молчанова. Об этих ужасах уездного города говорили при дворе, писали в столичной прессе, а позже и в художественной литературе. В том числе в повести Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Хлыновск».

Хвалынск неразрывно связан с жизнью и творчеством этого выдающегося русского художника. Живописец, график, теоретик искусства и педагог родился здесь в семье сапожника. Свою двойную фамилию он унаследовал от далекого предка-разбойника Водкина и прадеда Петра, от чьего имени образовалась родовая фамилия. Мать художника, Анна Пантелеевна, из бывших крепостных крестьян, работала прислугой в семье богатых хвалынских купцов. Полуграмотная женщина была духовно настолько богатой, что сын в течение всей жизни находил в ней главного советчика, друга и исповедника — переписка с ней фактически заменила ему дневник.

Кузьма Петров-Водкин. «Мать». 1913. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин. «Мать». 1913.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Посещая родину любого знаменитого художника, всегда хочется найти ответ на вопросы: какая земля его взрастила? где он черпал вдохновение? В Хвалынске след Петрова-Водкина отыскивается без хлопот. Где-то здесь, на улицах старого города, стоял дом, в котором Кузьма, еще отроком, познакомился с местными иконописцами и перенимал у них азы мастерства. А в доме Абакумова у Петрова-Водкина произошла судьбоносная встреча с известным петербургским архитектором Романом Мельцером. Именитому мастеру показали рисунки Кузьмы, и, впечатленный творчеством юноши, он принял деятельное участие в судьбе будущего художника. Сохранился и дом, который Петров-Водкин купил для родителей в 1905 году. Здесь сегодня располагается его мемориальный музей.

Всю жизнь художник воспевал живописные пейзажи Хвалынска: сверкающие на солнце меловые холмы, сады с ароматными яблоками, изрезанную островами Волгу. Жизнь мастера проходила в столицах и заграничных поездках, но душа его всегда тянулась в родные края. Он даже купил в окрестностях Хвалынска сад и построил там дачу-мастерскую, которую называл Красулинка. Здесь в 1916 году художник сформулировал теоретическую основу своей знаменитой «сферической перспективы». К сожалению, в 1920-х годах родственники Кузьмы Сергеевича не сумели сохранить дачу, она была разрушена.

Гуляя по Хвалынску, можно не раз встретиться с Петровым-Водкиным «лицом к лицу». В центре города есть два его памятника: барельеф на гранитном камне установлен на площади у Дворца культуры, а памятник с велосипедом — у здания картинной галереи, которая носит имя гения места. В хвалынских музеях хранится около 20 живописных работ Кузьмы Петрова-Водкина, а также его графика, личные вещи и рукописи. Но это не единственная гордость музейных собраний: так же ценна и уникальная коллекция икон XVI–ХХ веков, спасенная в 1920-х годах из знаменитых старообрядческих монастырей на Черемшане в пригороде Хвалынска.

Памятник Кузьме Петрову-Водкину на ул. Ленина.  Фото: Титов Николай/Легион-медиа
Памятник Кузьме Петрову-Водкину на ул. Ленина.
Фото: Титов Николай/Легион-медиа

Гулять, любоваться, возрождать

Кажется, весь Хвалынск можно осмотреть за один день. Но, чтобы успеть насладиться духом старинного города и посетить все его музеи, стоит остаться подольше.

Хвалынск — это старое доброе купеческое Поволжье, где каменные дома XIX века соседствуют с деревянными. Бросаются в глаза добротные здания, возведенные на рубеже XIX–XX веков; в их архитектуре можно увидеть и древнерусскую узорчатость, кокошники, пилястры, и барочные картуши в обрамлении окон. Все это придает облику города индивидуальность, а за доминанту отвечает 26-метровая кирпичная пожарная каланча, построенная в 1896 году.

В нескольких километрах от Хвалынска, в селе Поповка, стоит уникальный для Поволжья крестьянский дом с хорошо сохранившейся самобытной интерьерной росписью. Нынешняя владелица Юлия Терехова, искусствовед из Санкт-Петербурга, выкупила его и бережно восстановила. И это не единственный пример, когда творческие люди и ценители старины, побывав в Хвалынске, возвращаются сюда и связывают жизнь с этим городом.

Особняк купца Н.С.Солдаткина.  Фото: Дмитрий Коган / Фотобанк Лори
Особняк купца Н.С.Солдаткина.
Фото: Дмитрий Коган / Фотобанк Лори

В свое время полюбил Хвалынск и Евгений Соседов, зампред Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и руководитель проекта «Консервация», который занимается спасением погибающих памятников архитектуры в регионах России. Он даже купил и реставрирует здесь старинный дом.

«Лично для меня очень важно, что город окружен невероятной по красоте природой, сразу за историческим центром начинаются сады, уходящие в живописные холмы. В городе сохранились средовая застройка и городской ландшафт. Их основа — это традиционные деревянные жилые дома с очень своеобразной и наполненной символическими образами резьбой. Эти дома постепенно уходят или уродуются жителями, но все-таки еще формируют живописный „сельский“, одноэтажный облик города. Если говорить про каменную застройку, то основные стили — это уникальный хвалынский извод эклектики и историзма, мало на что похожий. Совершенно безумное узорочье, смешанное с элементами барокко разных эпох. Наличники невозможных форм, карнизы и поребрики, колонки и еще масса элементов буквально облепляют фасады домов. Возможно, местные купцы-старообрядцы пытались выстроить здесь свою идеальную дораскольную и допетровскую Русь, но в качестве архитектурных прообразов ориентировались на московские храмы и палаты XVII и даже начала XVIII веков», — говорит Евгений Соседов.

Элемент внешнего украшения дома Ярило. Конец XIX в. Хвалынский краеведческий музей.  Фото: Хвалынский краеведческий музей
Элемент внешнего украшения дома Ярило. Конец XIX в. Хвалынский краеведческий музей.
Фото: Хвалынский краеведческий музей

Одно из самых красивых зданий Хвалынска занимает краеведческий музей. Этот двухэтажный особняк, построенный в 1860-х годах, в период эклектики, принадлежал столпу хвалынского старообрядчества, купцу Михаилу Михайлову, а позже перешел по наследству его племяннику Михаилу Радищеву, городскому судье и пытливому исследователю хвалынского края, собравшему уникальные орнитологическую, нумизматическую и археологическую коллекции. Кстати, именно благодаря ему в 1903 году удалось спасти Сосновомазинский клад эпохи бронзового века. Сейчас клад выставлен в Государственном историческом музее в Москве, а три предмета из него находятся в коллекции хвалынского музея.

К сожалению, в годы богоборчества в Хвалынске уничтожили практически все архитектурные доминанты — семь храмов. Из самых заметных сооружений остались пожарная каланча, татарская мечеть, а также Крестовоздвиженская церковь (бывшая Покровская). Построенная в начале ХХ века, сегодня она знаменита комплексом росписей и сохранившимися витражами из блоков фальконье.

Витраж из блоков фальконье в Крестовоздвиженской церкви.  Фото: Н.А. Андреев/Музей архитектуры имени А. В. Щусева
Витраж из блоков фальконье в Крестовоздвиженской церкви.
Фото: Н.А. Андреев/Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Любителям советского модернизма понравятся редкая чеканка рядом с Хвалынским агропромышленным колледжем и некоторые другие памятники и скульп­турные формы 1950–1970-х годов. Особенно впечатляют те, которые словно прячутся в старых заброшенных санаториях. В здравнице «Родник» раньше располагался Введенский женский монастырь. Сегодня в этом месте, кажется, есть нечто мистическое: заброшенные корпуса, кот, который неожиданно появляется и словно сопровождает гостей по тропинкам… А в затянутом ряской пруду можно увидеть карпа и огромную щуку — если долго и терпеливо ждать.

Необыкновенные пейзажи и ландшафт в окрестностях Хвалынска издавна привлекали художников. Они снимали здесь дома, и все лето их можно было видеть за мольбертами в городе и на холмах. Одно из самых лиричных и эмоциональных произведений Виктора Борисова-Мусатова — языческое «Изумрудное ожерелье», вдохновленное хвалынскими дубравами и праздником зеленого маскарада, — написано именно тут. До революции 1917 года, да и в советское время Хвалынск был центром высокой провинциальной культуры, отголоски которой сохранились и сегодня: в городе с населением всего 12 тыс. человек существует четыре крупных музея с богатой историей и интереснейшими экспозициями.

Вид на Волгу с холмов Хвалынска.  Фото: Евгений Соседов
Вид на Волгу с холмов Хвалынска.
Фото: Евгений Соседов

И сегодня сюда приезжают за вдохновением и возможностью поработать в атмосфере спокойствия и умиротворения. Столичная художница Ольга Глазунова часто бывает в Хвалынске, на родине предков. «Хвалынск обязательно найдет отклик в душе каждого, — уверена она. — Природа здесь дает множество совершенно разных ассоциаций, настроений, она лечит глаз, гармонизирует душу. Любители Серебряного века и художников русского модерна почувствуют здесь уникальную связь философии, природы и искусства. Это очень тонкие материи, их сложно описать словами — нужно здесь ходить, дышать, думать, само место невероятно вдохновляет. Я каждый раз возвращаюсь сюда за особой энергетикой, историческим наполнением, приезжаю поздороваться с портретами прапрадедушек в музее и изучить новые перипетии их судеб. Хочется, чтобы Хвалынск, его окружение всегда сохраняли свою особенную экосистему и энергетику, чтобы оберегалось и культивировалось историческое наследие».

Дмитрий Курбатский
Собственник финансовой группы «Дмитрий Донской», партнер в фондах по сохранению наследия «Внимание» и «Том Сойер Фест — Наследие», участник лабораторий благотворительности и развития городов сообщества Noôdome

Не могу забыть свое первое впечатление от Хвалынска. Когда в темноте мы свернули с основной трассы на второстепенную дорогу и по достаточно крутому уклону стали спускаться вниз, то первое, что я увидел, были газосветовые вывески с названием города. И так получилось, что на повороте сначала засветились мягким неоновым светом только первые буквы — «Х» и «В». Словно «Христос Воскресе». В этом было что-то фантастическое!

Но нужно быть готовым к тому, что в Хвалынске вы испытаете самые разные эмоции — от полного восторга, когда видишь старинные дома, сохраненные с заботой и любовью, до тоскливого разочарования от вида исторических зданий, обшитых сайдингом. Они «отремонтированы», но на самом деле искалечены собственными владельцами. Особенно грустно смотреть, когда такие дома стоят друг напротив друга, словно два брата-близнеца, которых разлучили. К сожалению, хозяева могут обращаться со своими домами как угодно. И далеко не у всех людей есть понимание ценности старинных домов, вкус и желание сохранять историческое наследие. Но, несмотря на это, у этих мест огромный потенциал.

В Хвалынске, полном следов истории и богатой культуры, многое делается трудами неравнодушных людей. В первую очередь это историк, общественный деятель, основатель фонда «Сосновый остров» Алексей Наумов с единомышленниками, бизнесмен и меценат Константин Чикобава, директор Художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина Валентина Бородина. Для них Хвалынск — дорогая родина, они знают, как можно сделать город привлекательным для туристов и как его развивать. Но им нужна поддержка властей, горожан с возможностями, людей, волею судеб разлетевшихся из Хвалынска по всему миру, и неравнодушных жителей столичных городов.

Я уверен, что для них, как и для меня, участие в деле сохранения наследия, несмотря на все его трудности, — большая радость и гордость, возможность оставить после себя след, находить единомышленников и новых друзей, вдохновлять окружающих и своих детей. А еще в сфере сохранения наследия работает принцип малых дел: важно показывать людям, как несложными и понятными действиями можно менять жизнь в городах. И лучше сделать хоть что-то, чем не сделать ничего.

Приглашаю всех читателей к поддержке городских проектов Хвалынска и других городов через наши фонды. Помогая сохранять наследие, вы побалуете себя искренними эмоциями, настоящей радостью и теплом.

Давайте… хвалынствовать!

Хвалынск хорош для туризма в любое время года. Весной можно застать пору цветения яблоневых садов, окутанных благоуханием. Летом — погулять по Хвалынскому национальному парку, искупаться в Волге и озерах, отправиться на экскурсии по городу и усадьбам, организовать пикник или поездку на теплоходе-«омике» и, конечно, полюбоваться закатами. Зимой город превращается в горнолыжный курорт, оборудованный трассами разной сложности. А в краткие, но прекрасные дни золотой осени открываются невероятные виды на холмы и бескрайнюю Волгу.

Но все-таки, почему стоит ехать именно в Хвалынск? Чтобы «хвалынствовать»! Это слово придумал Алексей Наумов, основатель фонда «Сосновый остров», настоящий хранитель города, его истории и культуры. Приезжая в Хвалынск, следует познакомиться с Алексеем в пространстве «Доброе место» или сходить на одну из его авторских экскурсий.

«Пожив в Москве и Лондоне, я вернулся в родной город в 2016 году, потому что не мог оставить его и наблюдать за деградацией места, где когда-то кипела культурная жизнь, — объясняет Алексей Наумов. — Культура, дословно, есть возделывание. И я понимал, что провинцию не нужно спасать — в ней нужно жить. Каждому селу по праведнику, хранителю — и качество решений на местах будет совершенно иным. Возрождая историю города, возвращая сюда потомков хвалынцев, сохраняя наследие, мы создали в нем смысловой стержень, вокруг которого развивается социокультурное явление, которое я условно назвал „хвалынство“. Это смесь образов и смыслов, вкусов и запахов, времен и пространств, людей и эмоций. Хвалынствовать значит погружаться в контекст места, падать в его крепкие объятия и иметь желание непременно повторять это в течение жизни».

Молодой яблоневый сад.  Фото: Евгений Соседов
Молодой яблоневый сад.
Фото: Евгений Соседов

В год Хвалынск посещает 300 тыс. туристов, что превышает численность населения в 25 раз! Увы, не всем из приезжих удается хвалынствовать. Развитие качественных сервисов внутри города — это стратегическая задача для того, чтобы раскрыть его потенциал для гостей. Мечта Алексея Наумова — создать в городе музей-заповедник «Хвалынск — родина Петрова-Водкина», который бы объединил коллекции всех музеев и вписал их в контекст исторической среды и ландшафтов. В этом музее мог бы появиться свой театр, где бы ставили пьесы, написанные художником, здесь бы соединилась его автобиографическая повесть «Хлыновск» с реальным пространством.

Можно связать местное производство и искусство. Известный факт. Когда студенты Академии живописи, ваяния и зодчества приезжали после летних каникул, они по традиции привозили местные продукты из родных городов и угощали однокашников и профессоров. Так вот, Петров-Водкин привозил из Хвалынска яблоки и варенье. Марка «Хвалынский сад», известная по всей России, принадлежит предпринимателю и меценату в области сохранения культурного наследия Константину Чикобаве, который восстановил местные хозяйства, заброшенные в 1990-е. Чикобава, искренне влюбленный в свое дело, не просто выращивает и продает яблоки, но и сам их перерабатывает — делает соки, пастилу, чипсы. Эту марку можно найти и в столице.

Где остановиться и что поесть

В Хвалынске есть разные варианты размещения. За доступную цену можно снять у местных жителей квартиру или дом. На горнолыжном курорте и всесезонном парке отдыха «Хвалынь» можно поселиться в гостиничном номере или в отдельном домике, поплавать в бассейне и сходить в баню. Самый популярный отель города «Серебряный век» расположен в историческом здании в центре. Из его окон открывается живописный вид на Волгу. Гостей здесь угощают вкусной домашней кухней от приглашенного повара по предварительному заказу.

Всесезонный парк отдыха «Хвалынь».  Фото: парк отдыха "Хвалынь"
Всесезонный парк отдыха «Хвалынь».
Фото: парк отдыха "Хвалынь"

С сервисом питания в других местах ситуация хуже. Когда-то в городе был известный на всю округу ресторан «Волга» с локальным меню. Сейчас от него остались одни воспоминания. Прилично позавтракать, пообедать или поужинать можно в кафе парка «Хвалынь» в семи минутах езды от центра. Там же находится ресторан местной пивоварни — правда, нужно учитывать, что открыт он с четверга по воскресенье. В самом городе есть пара кафе, где можно перекусить, но Хвалынск определенно ждет проектов опытных рестораторов.

Конечно, голодным в Хвалынске не останешься. Можно отправиться в шашлычную за гигантскими сочными кусками мяса и хашламой неподалеку от города. Или присмотреться к местным продуктам и организовать себе ужин по-хвалынски на скорую руку: свежая лепешка с рынка, знаменитая черемшанская кабачковая икра и гостовские сардельки, тоже местные. Если этого не хватит, на добавку взять на рынке козий сыр. И конечно, яблоки традиционных и редких сортов здесь можно и нужно есть всегда: урожай хранится в погребах с августа до апреля.

Еще в Хвалынске крутят вкусные роллы. Конкуренцию с ними не выдержали даже заходившие в город сетевики. Лучшую пиццу можно заказать в кафе «Прииск» (везде есть возможность доставки), а если кто захочет качественную солянку — то прямиком в кафе «Визит».


Адреса

Хвалынский краеведческий музей
ул. им. Петрова-Водкина, д. 40;
ул. Революционная, д. 120
+7 (84595) 2-19-08

Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина
Дом-музей ул. Ленина, д. 208
+7 (84595) 2-20-27

Картинная галерея
ул. Ленина, д. 89
+7 (84595) 2-10-94

«Доброе место»
Шоурум, организация путешествий, экскурсий и бронирование отелей
ул. Ленина, д. 85
+7 (927) 626-73-39

Парк отдыха «Хвалынь» и пивной ресторан

Отель «Серебряный век»
ул. Коммунистическая, д. 1

«ЕшьРолл»
ул. Петрова-Водкина, д. 3б

Как добраться из Москвы

– Фирменный ночной поезд до Сызрани, далее 1 ч 15 мин на такси.

– На автомобиле по платной дороге через Арзамас (стоит заехать!) на Казань 700 км преодолеваются за 6 часов. Далее по региональной дороге хорошего качества 300 км через Ульяновск — это еще около 4–5 часов. На обратном пути из Хвалынска можно захватить ночь в Ульяновске, где предаться роскоши в новейшем отеле Radisson.

– Аэропорт Саратова в 230 км от Хвалынска.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+