18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кто наживается на историях арт‑преступников

Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви. Фото: Netflix
Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви.
Фото: Netflix
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Популярность сериалов про изобретательных мошенников из сферы искусства вызывает острые этические и юридические вопросы

Арт-преступления уже давно предмет бурных дискуссий, связанных с вопросами этики. В последнее время споры зазвучали еще громче: сразу несколько отбывающих срок мошенников проснулись знаменитыми, став главными героями кассовых сериалов и документальных фильмов от тяжеловесов киноиндустрии.

В апреле HBO и компания Bad Wolf анонсировали новый сериал об Иниго Филбрике, основанный на бестселлере All That Glitters («Не все то золото»), мемуарах его бывшего друга Орландо Уитфилда. Филбрик приобрел репутацию уважаемого арт-дилера в Лондоне, работая на основателя White Cube Джея Джоплинга, а в 2021 году в нью-йоркском суде признал себя виновным в мошенничестве, связанном с незаконными сделками, совершенными после открытия собственной галереи. Он отсидел за решеткой почти четыре года и вышел на свободу в феврале 2024-го. Его историю расскажут в трехсерийной документалке BBC и Blue Ant Media, снятой при содействии самого Филбрика и его жены.

Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви. Фото: Netflix
Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви.
Фото: Netflix

Еще один яркий пример — мини-сериал Netflix 2022 года «Изобретая Анну». В девяти сериях разворачиваются приключения «аферистки из Сохо» Анны Делви (настоящее имя — Анна Сорокина). Девушка, выдававшая себя за богатую наследницу из немецкой аристократической семьи, в 2019 году была приговорена к тюремному заключению по обвинению в крупных хищениях (с 2022 года находится под домашним арестом). За первый месяц после релиза сериал набрал в Сети более 500 млн просмотров.

Еще одна серая зона

С этической точки зрения стремление нажиться на историях преступлений давно вызывает возмущение. Выплата осужденным гонораров за их интервью и мемуары, будь то контракты на издание книг, кино- и телепроекты или выступления перед публикой, означает, что преступников вовсе не наказывают за совершенное, а вознаграждают.

В судах все чаще признают и более широкий ущерб, который может быть нанесен преступлениями в сфере искусства, хотя раньше присущие арт-рынку закрытость и непрозрачность иногда затрудняли судьям оценку реальных убытков.

«Если еще лет 20 назад судьи были мало осведомлены о состоянии на рынке произведений искусства, то сейчас ситуация меняется, — говорит Жорж Ледерман, специальный консультант юридической фирмы Withersworldwide. — По мере того как государство осознает разрушительные последствия преступлений, совершаемых белыми воротничками, появляются первые прецеденты более суровых приговоров преступникам, имевшим явные преимущества (в плане богатства или других обстоятельств) и в дальнейшем злоупотреблявшим этим доверием».

Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви. Фото: Netflix
Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви.
Фото: Netflix

На рынке, выстроенном на связях и доверии, как это происходит в случае торговли искусством, последствия обмана могут быть фатальными и долговременными. «Когда речь идет о мошенничестве (а рынок предметов искусства не является исключением), не бывает преступлений без жертв», — подчеркивает Джадд Гроссман, адвокат многочисленных пострадавших от действий Филбрика. По его словам, рекламная кампания сериала HBO, а также широкое освещение дела Филбрика в СМИ — «дикость», поскольку многие из жертв мошенника все еще не оправились от шока и в некоторых случаях серьезно потратились на суды и услуги адвокатов.

Размытые границы

Если отбросить этический аспект, то хотя бы в вопросе продажи историй арт-мошенников границы с юридической точки зрения должны быть более четкими — как в Великобритании, так и в США. Аманда Грей, партнер лондонского офиса Mishcon de Reya и специалист по правовому регулированию в сфере искусства, уверена, что сделки по продаже мемуаров, а также прав на сериалы и фильмы в Великобритании должны регулироваться подразделением Королевской прокурорской службы по борьбе с доходами от преступлений и схемой компенсации ущерба от преступлений. В законе о коронерах и правосудии от 2009 года естьпункт, позволяющий государству взыскивать так называемые доходы от эксплуатации, полученные в результате преступления, но у Грей есть сомнения, применялась ли эта поправка на практике.

А в США некоторые штаты приняли так называемые законы сына Сэма, запрещающие преступникам наживаться на огласке своих преступлений. Они названы в честь печально известного серийного убийцы Дэвида Берковица, которому в 1970-х юристы в Нью-Йорке пытались помешать заработать на его истории. Эти законы требуют, чтобы любые доходы, в любой форме полученные осужденными преступниками за их интервью или мемуары, были перенаправлены либо пострадавшим, либо в фонд компенсации жертвам.

Однако «законы сына Сэма» неоднократно критиковались. В итоге в 1991 году Верховный суд США признал законопроект неконституционным из-за возможности чрезмерно широкой трактовки и потенциального нарушения первой поправки к Конституции в связи с ограничением свободы слова. Суды также не могут определиться, распространяются ли эти законы на друзей и родственников преступников, ведь их близкие тоже могут заработать на продаже криминальных историй.

Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви. Фото: Netflix
Кадр из сериала «Изобретая Анну», основанного на реальной истории Анны Делви.
Фото: Netflix

Как правило, в США судьи решают возместить ущерб жертвам, о чем объявляется во время вынесения приговора. Однако Ледерман отмечает, что «ни разу не видел, чтобы это было исполнено в полной мере».

Требования ограничений для СМИ в области освещения свежих арт-преступлений также разнятся. Моральный кодекс предписывает, что нельзя подстрекать к преступлению. А по факту аппетит публики к историям реальных преступников зашкаливает. Например, в 2022 году число запросов в Google со словами «серийные убийцы Netflix» по сравнению с предыдущим годом выросло на 45%.


Реальные арт-преступления в отечественном кино

У нас это тема особая, заметно отличающаяся от западных аналогов. В советское время подача на экране сильно зависела от идеологической позиции государства относительно того, какие преступления все-таки могут случаться в социалистической стране. Поэтому если подлинные дела служили источником вдохновения сценаристов, то лишь с благословения вышестоящих лиц. Как правило, главы МВД с 1966 по 1982 год Николая Щелокова, который, как сказали бы сегодня, умел работать с пиаром и создавать светлый образ милиции с помощью кино и телевидения. Именно благодаря ему возник сериал «Следствие ведут знатоки», одна из серий которого, «Подпасок с огурцом» (1979), была вдохновлена реальным случаем с подделкой изделий фирмы Карла Фаберже. Считается, что персонаж Николая Караченцова очень вольно списан с личности осужденного Михаила Монастырского. Более тщательно следует судебному делу линия фильма «Возвращение „Святого Луки“» (1970), основанного на истории о похищении картины Франса Халса из ГМИИ в 1965 году. В Российской Федерации подобных киношедевров создано не было. Госзаказа больше нет, а сценаристов, возможно, ограничивает боязнь исков о клевете, отсутствие осведомленных консультантов, стереотипное мышление. Однако один пример все-таки удалось найти: в 2016 году вышел фильм режиссера Рената Давлетьярова «Чистое искусство», в котором триллер с трупами накручен на реальный случай — «перелицовку» пейзажей европейской школы в картины Ивана Шишкина и Александра Киселева (дело антикваров Преображенских 2008 года). Показательно, что сценаристом был иностранный журналист, а они умеют работать в жанре «основано на реальных событиях».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+