18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»

Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. «Мы новый мир построим». Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. «Мы новый мир построим».
Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов», сделанная в сотрудничестве с Бахрушинским музеем, посвящена недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества режиссера

В одной из своих статей 1909 года режиссер Всеволод Мейерхольд сравнил театр с большой машиной, которая собиралась веками, но вдруг остановилась. Позднее, в 1920-х, Мейерхольд выступил инженером, взявшимся за ее починку: он демонтировал занавес и показал зрителю всю машинерию, избавился от ржавчины традиций, отладил механизм движения актеров. Инструментом модернизации театра стал для него конструктивизм. Недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества Мейерхольда посвящена выставка «От утопии к театру», сделанная Центром «Зотов» в сотрудничестве с Бахрушинским музеем.

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Цилиндрический производственный корпус бывшего хлебозавода, где находятся выставочные пространства «Зотова», требует нетривиальных экспозиционных решений. В этот раз движение зрителя организовано между тремя концентрическими окружностями. Самая малая опоясывает конвейерный барабан в центре этажа, на нем разместили таймлайн — биографию Мейерхольда. При этом его рождение в 1874 году и расстрел в 1940-м драматически смыкаются почти в одной точке.

14-й эпизод  «Невеста без приданого». Петр - И.И.Коваль-Самборский, Аксюша - З.Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда. Фото: Театр имени Всеволода Мейерхольда
14-й эпизод «Невеста без приданого». Петр - И.И.Коваль-Самборский, Аксюша - З.Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда.
Фото: Театр имени Всеволода Мейерхольда

Следующую окружность формируют стенды, которые знакомят с важнейшим изобретением Мейерхольда — биомеханикой. Выверенное, утрированное движение, как считал режиссер, выглядит на сцене более убедительно, чем искусно пущенная слеза и прочие эмоциональные аффекты, поэтому он разработал систему тренировок, которые позволяли исполнителям отточить механику тел. Несколько киноэтюдов и раскадровок показывают, как актеры отрабатывали удары, пощечины, стрельбу из воображаемого лука. Тут же отрывок фильма с Чарли Чаплином, гротескной игрой которого восхищался Мейерхольд.

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Самое большое кольцо зрительского маршрута имеет пять остановок, по числу спектаклей, которые рассматривает в рамках выставки ее куратор — театровед Анна Ильдатова. Отчетливее всего эстетика и идеи конструктивизма проявлены в спектаклях 1922 года «Великодушный рогоносец» и «Смерть Тарелкина». Первый оформила Любовь Попова. Она создала абстрактную «установку» с подвижными частями в виде дверей, колес и лопастей, которые вращались все быстрее по мере того, как сценическое действо набирало обороты. Над вторым спектаклем работала Варвара Степанова — придуманная ею «мебель» была с подвохом: стул стрелял, стол подпрыгивал.

Спектакль «Земля дыбом». Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Всеволода Мейерхольда.  Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
Спектакль «Земля дыбом». Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Всеволода Мейерхольда.
Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда

Элементы конструктивизма, правда уже в меньшей концентрации, обнаруживаются в спектаклях «Земля дыбом», «Д. Е.» («Даешь Европу!») и «Лес». Составить представление о каждом из них позволяют многочисленные фотографии, эскизы, реконструированные макеты, костюмы, элементы реквизита и, конечно, тексты. Мейерхольд вершил собственную революцию — «театральный Октябрь»: он позволял автомобилям и мотоциклам проноситься через зрительный зал прямо на сцену, использовал кинопроекции, мог скорректировать готовую постановку в соответствии с отзывами и реакциями публики, показать спектакль с декорациями под открытым небом. И хотя впоследствии по режиссеру жестоко прокатилась репрессивная машина, он успел заложить основы современного постдраматического театра: перформативного, партиципаторного, сайт-специфического. Насыщенная театральными событиями параллельная программа наверняка проявит эту преемственность. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+