18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»

Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. «Мы новый мир построим». Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. «Мы новый мир построим».
Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов», сделанная в сотрудничестве с Бахрушинским музеем, посвящена недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества режиссера

В одной из своих статей 1909 года режиссер Всеволод Мейерхольд сравнил театр с большой машиной, которая собиралась веками, но вдруг остановилась. Позднее, в 1920-х, Мейерхольд выступил инженером, взявшимся за ее починку: он демонтировал занавес и показал зрителю всю машинерию, избавился от ржавчины традиций, отладил механизм движения актеров. Инструментом модернизации театра стал для него конструктивизм. Недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества Мейерхольда посвящена выставка «От утопии к театру», сделанная Центром «Зотов» в сотрудничестве с Бахрушинским музеем.

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Цилиндрический производственный корпус бывшего хлебозавода, где находятся выставочные пространства «Зотова», требует нетривиальных экспозиционных решений. В этот раз движение зрителя организовано между тремя концентрическими окружностями. Самая малая опоясывает конвейерный барабан в центре этажа, на нем разместили таймлайн — биографию Мейерхольда. При этом его рождение в 1874 году и расстрел в 1940-м драматически смыкаются почти в одной точке.

14-й эпизод  «Невеста без приданого». Петр - И.И.Коваль-Самборский, Аксюша - З.Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда. Фото: Театр имени Всеволода Мейерхольда
14-й эпизод «Невеста без приданого». Петр - И.И.Коваль-Самборский, Аксюша - З.Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда.
Фото: Театр имени Всеволода Мейерхольда

Следующую окружность формируют стенды, которые знакомят с важнейшим изобретением Мейерхольда — биомеханикой. Выверенное, утрированное движение, как считал режиссер, выглядит на сцене более убедительно, чем искусно пущенная слеза и прочие эмоциональные аффекты, поэтому он разработал систему тренировок, которые позволяли исполнителям отточить механику тел. Несколько киноэтюдов и раскадровок показывают, как актеры отрабатывали удары, пощечины, стрельбу из воображаемого лука. Тут же отрывок фильма с Чарли Чаплином, гротескной игрой которого восхищался Мейерхольд.

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Самое большое кольцо зрительского маршрута имеет пять остановок, по числу спектаклей, которые рассматривает в рамках выставки ее куратор — театровед Анна Ильдатова. Отчетливее всего эстетика и идеи конструктивизма проявлены в спектаклях 1922 года «Великодушный рогоносец» и «Смерть Тарелкина». Первый оформила Любовь Попова. Она создала абстрактную «установку» с подвижными частями в виде дверей, колес и лопастей, которые вращались все быстрее по мере того, как сценическое действо набирало обороты. Над вторым спектаклем работала Варвара Степанова — придуманная ею «мебель» была с подвохом: стул стрелял, стол подпрыгивал.

Спектакль «Земля дыбом». Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Всеволода Мейерхольда.  Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
Спектакль «Земля дыбом». Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Всеволода Мейерхольда.
Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда

Элементы конструктивизма, правда уже в меньшей концентрации, обнаруживаются в спектаклях «Земля дыбом», «Д. Е.» («Даешь Европу!») и «Лес». Составить представление о каждом из них позволяют многочисленные фотографии, эскизы, реконструированные макеты, костюмы, элементы реквизита и, конечно, тексты. Мейерхольд вершил собственную революцию — «театральный Октябрь»: он позволял автомобилям и мотоциклам проноситься через зрительный зал прямо на сцену, использовал кинопроекции, мог скорректировать готовую постановку в соответствии с отзывами и реакциями публики, показать спектакль с декорациями под открытым небом. И хотя впоследствии по режиссеру жестоко прокатилась репрессивная машина, он успел заложить основы современного постдраматического театра: перформативного, партиципаторного, сайт-специфического. Насыщенная театральными событиями параллельная программа наверняка проявит эту преемственность. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+