В 1925 году художница Джорджия О’Кифф (1887–1986) вместе с мужем, фотографом и галеристом Альфредом Стиглицем, переехала в головокружительный 31-этажный апарт-отель Shelton в Нью-Йорке — на тот момент одну из самых высоких в мире гостиниц. Вдохновляясь видами растущего мегаполиса, О’Кифф создала серию городских пейзажей, увиденных сверху. Этот ракурс оказал влияние и на другую серию, над которой она работала в то же время. «Я сделаю их большими, как огромные, взмывающие вверх здания. Они будут ошеломлять, они заставят смотреть на себя», — говорила художница о своих прославленных цветочных картинах. Как правило, эти работы интерпретировались в сексуализированном ключе, чему отчасти способствовал тот факт, что на первой выставке серии Стиглиц развесил рядом с картинами портреты жены, снятые им в жанре ню. Он считал личным брендом О’Кифф феминный идеал — и она посвятила всю оставшуюся жизнь опровержению этого представления.
Работам, созданным Джорджией О’Кифф в период жизни в небоскребе в центре Манхэттена, посвящена экспозиция «Мои Нью-Йорки», летом открывшаяся в Чикагском институте искусств, а в сентябре переехавшая в Атланту. В нее вошло 45 картин маслом, а также десятки рисунков, пастелей, фотографий и писем.
Выставка демонстрирует взаимосвязь многочисленных аспектов жизни и творчества художницы, на первый взгляд пересекающихся лишь по касательной. Например, многие из картин, посвященных Нью-Мексико, на самом деле были созданы в мастерской на Манхэттене. Например, «Череп коровы и ситцевые розы» (1931), пейзаж с выцветшим на солнце коровьим черепом. В Нью-Мексико О’Кифф по привычке отправлялась на прогулки по пустыне, во время которых собирала кости животных. Затем она переправляла их в свою нью-йоркскую мастерскую. Любопытно сравнить эту картину с портретом 1936 года, который сделал фотограф и писатель Карл ван Вехтен на террасе манхэттенского пентхауса, куда художница переехала из отеля Shelton. На кирпичной стене висит череп коровы, О’Кифф позирует с ним, встав в профиль и нежно придерживая его за подбородок.
Помимо удовольствия от собственно работ Джорджии О’Кифф и редких материалов, представленных в экспозиции, пребывание в залах приятно само по себе. По-видимому, архитектура города, видение художницы и, быть может, здание отеля Shelton оказали на дизайн выставки самое положительное влияние. Внутренние стены в залах не выставлены по строгой сетке, а расположены под разными углами, так что в просветах между ними видно открывающееся дальше пространство. Отдельную стену в первом зале выставки (и, кстати, обложку каталога) украшает картина, которую О’Кифф считала одной из лучших своих работ, — «Shelton с солнечными пятнами. Нью-Йорк» (1936). В центре композиции под резким углом изображено массивное здание отеля, в которое будто бы вгрызается солнце, распространяющее вокруг себя ослепительный белый ореол и разбрызгивающее маленькие оранжевые и желтые световые пятна.
Художественный музей Хай
«Джорджия О’Кифф. Мои Нью-Йорки»
До 16 февраля