18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Disegno: итальянская графика в Эрмитаже в сопровождении текстов Аркадия Ипполитова

Маркантонио Раймонди (?), по оригиналу Рафаэля. «Избиение младенцев». 1511-1512. Гравюра.  Фото: Государственный Эрмитаж
Маркантонио Раймонди (?), по оригиналу Рафаэля. «Избиение младенцев». 1511-1512. Гравюра.
Фото: Государственный Эрмитаж
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В Галерее графики музея — итальянские мастера XV–XVI веков. Основной корпус произведений этого периода сложился в Эрмитаже благодаря Екатерине Великой, полностью выкупившей собрания известных коллекционеров того времени

Для изображений, созданных на хрупкой бумаге и требующих тщательного рассматривания, в Государственном Эрмитаже создана постоянно действующая Галерея графики. Очередная выставка представляет 150 произведений итальянских художников XV–XVI веков.

Название проекта, Disegno, отсылает к многозначности этого итальянского слова — от простого «рисунок» до сложного «замысел», «идея», «сущность». Кураторы проекта Любава Чистова и Василий Успенский обращают внимание, что в XV веке рисунок и гравюра становятся самостоятельными видами искусства. Рисунок — самое начало, первая мысль художника, когда его рука думает. Гравюра — последняя точка, когда голова ведет линию, образ создан, очищен от случайности рисунка, готов к тиражированию. Между ними — весь художественный процесс: от создания рисованных картонов как эскизов росписей, иногда в натуральную величину, до воспроизведения картин на гравюрах с целью познакомить коллекционеров и обывателей с достижениями артистического хозяйства.

Выставка состоит из пяти разделов. Сначала речь идет о мастерах флорентийского Ренессанса XV века, за ними — главы «XVI век. Круг Микеланджело и Рафаэля», «XVI век. Маньеризм от Рима до Флоренции», «XVI век. Круг Пармиджанино». В финале отдельно показана «Венецианская школа XV–XVI веков».

Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). «Сивилла». Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). «Сивилла». Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Одна история, что называется, вне школ. В самом начале XVI века Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказы на росписи противоположных стен Большого зала дворца Синьории во Флоренции. Первый выбрал «Битву при Ангиари», второй — «Битву при Кашине». Фреска Леонардо не сохранилась, проект Микеланджело не был реализован. Не дошли до нас и авторские картоны. Но остались копии картонов, сделанные учениками. Титанов Возрождения копировали на всех стадиях работы. В эрмитажном собрании находится рисунок «Всадник» круга Леонардо и гравюра «Взбирающиеся» Агостино Венециано по оригиналу Микеланджело, а также штудии мужской фигуры круга Микеланджело, которые прежде не выставлялись.

Пережив восторг от общения с гениями, можно порадоваться рисункам Франческо Пезеллино «Сципион Африканский» и «Силий Италик», на двух сторонах одного листа золоченого пергамента. В XVIII веке лист был вырезан из манускрипта и попал в Эрмитаж как подарок цесаревичу Павлу Петровичу. Рядом — превосходная гравюра Андреа Мантеньи «Мадонна с младенцем», изысканный рисунок Филиппино Липпи «Две стоящие фигуры», а также небольшой, но монументальный рисунок Луки Синьорелли «Голова пожилого мужчины».

Двигаемся дальше, чтобы увидеть учеников Рафаэля. Главные вещи — гравюра Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля «Избиение младенцев» и многофигурный рисунок Джулио Романо «Пророк Иона, извергаемый китом». На недавней эрмитажной выставке «Линия Рафаэля» он привлек заметное внимание. Теперь «Иону» показывают на бис.

Лука Синьорелли. «Головы пожилого мужчины». 1480-1490.  Фото: Государственный Эрмитаж
Лука Синьорелли. «Головы пожилого мужчины». 1480-1490.
Фото: Государственный Эрмитаж

Рисунок Бачо Бандинелли «Женская фигура» демонстрирует, что маньеризм совсем близко, а рисунок Джироламо Сичиоланте да Сермонета «Аллегория лености и прилежания» — что Ренессанс еще силен.

Царство маньеризма необъятно. Здесь и гравюра Джорджо Гизи «Сон Рафаэля», она же «Аллегория жизни», и рисунки Якопо Понтормо «Христос во славе» и «Сотворение Евы», и «Поклонение волхвов» Луки Камбьязо. Но главная фигура в итальянском маньеризме — Пармиджанино. Его рисунок «Портрет мужчины с бородой» долго считался автопортретом — сейчас искусствоведы и кураторы более осторожны. Офорты «Любовная пара» и «Положение во гроб», а также рисунок «Сидящая молодая женщина с шитьем на коленях» свидетельствуют о том, каким разным может быть маньеризм. По оригиналу Пармиджанино изобретатель кьяроскуро Уго да Карпи отпечатал «Диогена» с четырех досок — черной, оливковой, зеленой и светло-коричневой красками.

В финале — изысканные венецианцы: «Фигура Христа» Джованни Беллини, два рисунка Витторе Карпаччо, ксилография с десяти досок «Триумф Христа» по рисунку Тициана, рисунки «Евангелист Марк» Паоло Веронезе и «Святой Лаврентий» Тинторетто.

Выставка посвящена памяти искусствоведа и куратора Аркадия Ипполитова (1958–2023), автора эрмитажной выставки 2004 года «Пармиджанино в веках и искусствах». Тексты Ипполитова сопровождают и нынешнюю выставку.

Государственный Эрмитаж
«Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+