18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Disegno: итальянская графика в Эрмитаже в сопровождении текстов Аркадия Ипполитова

Маркантонио Раймонди (?), по оригиналу Рафаэля. «Избиение младенцев». 1511-1512. Гравюра.  Фото: Государственный Эрмитаж
Маркантонио Раймонди (?), по оригиналу Рафаэля. «Избиение младенцев». 1511-1512. Гравюра.
Фото: Государственный Эрмитаж
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В Галерее графики музея — итальянские мастера XV–XVI веков. Основной корпус произведений этого периода сложился в Эрмитаже благодаря Екатерине Великой, полностью выкупившей собрания известных коллекционеров того времени

Для изображений, созданных на хрупкой бумаге и требующих тщательного рассматривания, в Государственном Эрмитаже создана постоянно действующая Галерея графики. Очередная выставка представляет 150 произведений итальянских художников XV–XVI веков.

Название проекта, Disegno, отсылает к многозначности этого итальянского слова — от простого «рисунок» до сложного «замысел», «идея», «сущность». Кураторы проекта Любава Чистова и Василий Успенский обращают внимание, что в XV веке рисунок и гравюра становятся самостоятельными видами искусства. Рисунок — самое начало, первая мысль художника, когда его рука думает. Гравюра — последняя точка, когда голова ведет линию, образ создан, очищен от случайности рисунка, готов к тиражированию. Между ними — весь художественный процесс: от создания рисованных картонов как эскизов росписей, иногда в натуральную величину, до воспроизведения картин на гравюрах с целью познакомить коллекционеров и обывателей с достижениями артистического хозяйства.

Выставка состоит из пяти разделов. Сначала речь идет о мастерах флорентийского Ренессанса XV века, за ними — главы «XVI век. Круг Микеланджело и Рафаэля», «XVI век. Маньеризм от Рима до Флоренции», «XVI век. Круг Пармиджанино». В финале отдельно показана «Венецианская школа XV–XVI веков».

Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). «Сивилла». Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). «Сивилла». Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Одна история, что называется, вне школ. В самом начале XVI века Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказы на росписи противоположных стен Большого зала дворца Синьории во Флоренции. Первый выбрал «Битву при Ангиари», второй — «Битву при Кашине». Фреска Леонардо не сохранилась, проект Микеланджело не был реализован. Не дошли до нас и авторские картоны. Но остались копии картонов, сделанные учениками. Титанов Возрождения копировали на всех стадиях работы. В эрмитажном собрании находится рисунок «Всадник» круга Леонардо и гравюра «Взбирающиеся» Агостино Венециано по оригиналу Микеланджело, а также штудии мужской фигуры круга Микеланджело, которые прежде не выставлялись.

Пережив восторг от общения с гениями, можно порадоваться рисункам Франческо Пезеллино «Сципион Африканский» и «Силий Италик», на двух сторонах одного листа золоченого пергамента. В XVIII веке лист был вырезан из манускрипта и попал в Эрмитаж как подарок цесаревичу Павлу Петровичу. Рядом — превосходная гравюра Андреа Мантеньи «Мадонна с младенцем», изысканный рисунок Филиппино Липпи «Две стоящие фигуры», а также небольшой, но монументальный рисунок Луки Синьорелли «Голова пожилого мужчины».

Двигаемся дальше, чтобы увидеть учеников Рафаэля. Главные вещи — гравюра Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля «Избиение младенцев» и многофигурный рисунок Джулио Романо «Пророк Иона, извергаемый китом». На недавней эрмитажной выставке «Линия Рафаэля» он привлек заметное внимание. Теперь «Иону» показывают на бис.

Лука Синьорелли. «Головы пожилого мужчины». 1480-1490.  Фото: Государственный Эрмитаж
Лука Синьорелли. «Головы пожилого мужчины». 1480-1490.
Фото: Государственный Эрмитаж

Рисунок Бачо Бандинелли «Женская фигура» демонстрирует, что маньеризм совсем близко, а рисунок Джироламо Сичиоланте да Сермонета «Аллегория лености и прилежания» — что Ренессанс еще силен.

Царство маньеризма необъятно. Здесь и гравюра Джорджо Гизи «Сон Рафаэля», она же «Аллегория жизни», и рисунки Якопо Понтормо «Христос во славе» и «Сотворение Евы», и «Поклонение волхвов» Луки Камбьязо. Но главная фигура в итальянском маньеризме — Пармиджанино. Его рисунок «Портрет мужчины с бородой» долго считался автопортретом — сейчас искусствоведы и кураторы более осторожны. Офорты «Любовная пара» и «Положение во гроб», а также рисунок «Сидящая молодая женщина с шитьем на коленях» свидетельствуют о том, каким разным может быть маньеризм. По оригиналу Пармиджанино изобретатель кьяроскуро Уго да Карпи отпечатал «Диогена» с четырех досок — черной, оливковой, зеленой и светло-коричневой красками.

В финале — изысканные венецианцы: «Фигура Христа» Джованни Беллини, два рисунка Витторе Карпаччо, ксилография с десяти досок «Триумф Христа» по рисунку Тициана, рисунки «Евангелист Марк» Паоло Веронезе и «Святой Лаврентий» Тинторетто.

Выставка посвящена памяти искусствоведа и куратора Аркадия Ипполитова (1958–2023), автора эрмитажной выставки 2004 года «Пармиджанино в веках и искусствах». Тексты Ипполитова сопровождают и нынешнюю выставку.

Государственный Эрмитаж
«Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+