18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Любовь Попова, повелительница живописных архитектоник

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»: первая за 35 лет монографическая выставка выдающейся представительницы русского авангарда открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Хронология творчества художницы показана в семи залах

Хочешь увлекательных и профессионально сделанных выставок о русском авангарде? Ступай в Еврейский музей и центр толерантности, знает каждый любитель искусств. А все потому, что уже много лет это учреждение плотно и очень успешно сотрудничает с искусствоведом Андреем Сарабьяновым и его «Энциклопедией русского авангарда». И вот череду эффектных проектов в стенах музея продолжает выставка на одну из самых популярных сегодня тем, об одной из «амазонок авангарда». (Кстати, этот термин уже устарел и считается чересчур обобщающим по половому признаку и стирающим индивидуальность художниц.)

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Удивительно, но монографических показов Любови Поповой не было долгие десятилетия. Предыдущий состоялся в 1989 году в Третьяковской галерее и стал своего рода «открытием» художницы. Текущая выставка также подготовлена с участием Третьяковки (более 100 экспонатов, многие из собрания Георгия Костаки). Куратором с ее стороны должна была стать Ирина Пронина, курировавшая и ту давнюю выставку. К сожалению, Пронина скончалась, не успев довести до конца этот проект, поэтому он посвящен ее памяти (она указана его куратором вдвоем с Сарабьяновым). Кроме того, подготовленная совместно с Третьяковской галереей публичная программа к выставке будет проходить на площадках обоих музеев и завершится в конце февраля 2025 года международной научной конференцией имени Ирины Прониной, посвященной Поповой и ее современникам.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку разделили на семь залов, в которых показали хронологическое развитие творчества художницы. Эта эволюция завершается конструктивизмом и серией «Пространственно-силовые построения», после чего Попова отказывается от живописи и обращается к производственному искусству. Здесь представлены и ее первые театральные опыты — эскизы к постановке «Ромео и Джульетта». Отдельный зал посвящен работе художницы в текстильном дизайне — последнему и наиболее плодотворному периоду ее творчества. Материалы, связанные с семьей и друзьями, путешествиями, учебой, вынесены в отдельные пространства, позволяющие погрузиться в личную жизнь и биографию героини.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Помимо произведений Любови Поповой, выставка представляет работы ее современников. Да еще каких! Андре Дерен, Анри Ле Фоконье, Пабло Пикассо, Александр Веснин, Казимир Малевич, Варвара Степанова, Надежда Удальцова. Всего собрали более 280 картин, графических работ, документов и фотографий.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Характерная и печальная черта эпохи: коллекция Георгия Костаки в Музее искусства модернизма города Салоники, где хранится около 200 работ Любови Поповой и связанных с ней архивных материалов, физически участвовать в выставке не смогла. Однако без нее проект был бы неполным. К счастью, греки предоставили цифровые копии работ для выставки и каталога.

Еврейский музей и центр толерантности
«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+