Первым главным зодчим архитектурной ленинианы стал Алексей Щусев. Он был автором двух деревянных и дошедшего до нас каменного мавзолеев, а также в 1933–1938 годах возвел в Тбилиси грузинский филиал Института марксизма-ленинизма. В тбилисском же институте был открыт первый музей Ленина в специально построенном для этих целей здании. Щусев задал эстетический подход, отсылающий к храмам Древнего мира, которого впоследствии придерживались практически все авторы воплощенных в этом жанре построек.
Многочисленные конкурсы конца 1960-х — 1970-х на проект здания Центрального музея В.И.Ленина, которое собирались возвести в Москве, на Волхонке, возле Пушкинского музея, не привели к воплощению этой идеи в жизнь. Слишком смелыми, отходящими от щусевского канона были многие проекты. Столица так и осталась с музеем Ленина, открытым для посетителей в 1936 году в бывшем здании Московской городской думы на площади Революции (сейчас — Музей Отечественной войны 1812 года, подразделение Государственного исторического музея).
В прежней столице — Ленинграде — филиал Центрального музея Ленина располагался в Мраморном дворце (ныне в составе Государственного Русского музея). Но не все города СССР могли похвастаться достаточным количеством построек размаха, соответствующего масштабу личности главного героя ленинианы, и с 1950-х началась череда больших строек филиалов Центрального музея Ленина.
Баку
Первое специально построенное для филиала Центрального музея Ленина здание появилось в Баку на проспекте Нефтяников. Это единственная в нашей подборке постройка, архитектура которой выдержана в духе сталинского неоклассицизма, хотя и она сама, и ее проект, разработанный азербайджанским архитектором Гасаном Меджидовым, датируются уже хрущевской эпохой. Это подчеркивает то, какими сложными, трудо- и ресурсозатратными были эти музеи, следствием чего иногда к моменту сдачи возникало несоответствие стилистики объекта актуальным архитектурным тенденциям.
Здание в Баку было сдано в 1960 году, к 90-летию Ленина. Несмотря на отличие от общей архитектурной стилистики филиалов Центрального музея Ленина, в бакинском музее уже были заложены все важные элементы, которые затем будут повторяться от постройки к постройке. Помимо экспозиционных пространств, в нем есть лекционный зал, а также специальный зал торжеств, в котором принимали в октябрята и пионеры. Залы торжеств в музеях Ленина были своего рода святилищем, где обычно размещалась статуя вождя мирового пролетариата или многофигурная композиция с его образом.
Уже в Баку экспозиционерами дизайнерскими средствами решалась еще одна проблема, присущая в дальнейшем всем филиалам. Основу их фондов составляли копийные фото и документальные материалы, и музейным проектировщикам приходилось проявлять изобретательность, чтобы сделать экспозицию интересной массовой аудитории. Особенно детской, которая обязательно посещала музей со школьными экскурсиями. В Азербайджанской ССР одним из главных экспонатов стал гигантский ковер с портретом Ленина.
Проработав 30 лет, в 1991 году Музей Ленина был перепрофилирован в Музейный центр Министерства культуры и туризма Азербайджана. Сейчас в нем, помимо площадей для временных выставок, существует несколько не связанных друг с другом экспозиций. Например, Музей независимости Азербайджана и Музей музыкальной культуры Азербайджана.
Архитектор: Г.Меджидов
Ульяновск
Строительство в «красном Вифлееме» — бывшем Симбирске, где в 1870 году родился Володя Ульянов, — самого крупного из филиалов Центрального музея Ленина стало частью масштабной перестройки центра города к 100-летию вождя. Внутренние площади ульяновского филиала — почти 25 тыс. кв. м.
Команда ведущих советских архитекторов работала в авральном режиме, чтобы успеть ввести объект в эксплуатацию в срок. Из-за строительства под снос в центре города попали многие кварталы исторических зданий, которые были не парадной витриной ленинской памяти, а реальными свидетелями жизни Ульяновых в Симбирске. Подобный бескомпромиссный модернистский подход к увековечиванию памяти Ленина был применен и в других городах.
Сейчас здание официально признано объектом культурного наследия. Причем под охраной не только его архитектурный облик, но и ряд монументальных элементов изначальной экспозиции. С 2019 года ведется реставрация объекта. После окончания музейная его часть будет посвящена, как и прежде, ленинской теме, в обновленном виде, а в огромном зале для партийных мероприятий будет действовать филармония. Ульяновский филиал сейчас официально называется «Музей-мемориал В.И.Ленина».
Архитекторы: Г.Исакович, М.Константинов, Б.Мезенцев, В.Шульрихтер
Ташкент
Помимо перестройки в модернистском духе центра Ульяновска, во второй половине 1960-х еще одной всесоюзной стройкой эпохи стало восстановление Ташкента после землетрясения 1966 года. Одной из частей этого плана было строительство узбекского филиала Центрального музея Ленина. Сразу вслед за Ульяновском к 100-летию Владимира Ильича ленинский мемориал возник и в Ташкенте. Оба объекта открывал лично Леонид Брежнев.
Архитектура ташкентского филиала выдержана в модернистском ключе, но всячески пронизана этническими элементами — от стилизаций частей фасада до вполне традиционной резьбы по камню и дереву.
В 1992 году в здание переехал Государственный музей истории Узбекистана. Ленинская экспозиция вместе со статуей вождя была полностью демонтирована. На месте последней разместили карту страны. В августе 2024 года здание закрылось на капитальный ремонт и реэкспозицию.
Архитекторы: Е.Розанов, В.Шестопалов
Улан-Батор
Формально улан-баторский музей, как находящийся за пределами СССР, не был филиалом Центрального музея Ленина, но совершенно очевидно, что сделан он был по всем канонам советских филиалов, хотя спроектировал его монгольский архитектор. Над концепцией же экспозиции работали специалисты из советского ленинского музея.
Как и ташкентский, улан-баторский музей имеет ярко выраженный этнический колорит. Модернизм здесь играет с буддийской архитектурой. И этим он выделяется из ряда собратьев-музеев, здания которых чаще всего пропитаны аллюзиями к храмам Древнего мира.
После распада СССР музей был перепрофилирован под тематику монгольской природы с акцентом на местных динозавров, которых находят на территории страны в значительном количестве. В 1990-х в зале торжеств, под гигантским бюстом Ильича, одно время даже успела поработать бильярдная. В 2016-м музей был закрыт на ремонт, а тематику его было решено изменить на буддийскую культуру. В здание нет доступа посетителям и по сей день.
Архитектор: Г.Ловсандорж
Киев
На новые здания филиалов Центрального музея Ленина в первую очередь могли претендовать столицы союзных республик. В конце 1970-х большая стройка развернулась в центре Киева. И к 65-летию революции столица Украинской ССР получила не менее представительный музей Ленина, чем львовский, который размещался в похожем на дворец бывшем здании Промышленного музея.
В 1993 году музей был перепрофилирован под выставочный центр «Украинский дом» и полностью лишился каких-либо элементов ленинской экспозиции. Выставки проходят прежде всего в экспо-формате. Во второй половине 2010-х со здания были демонтированы барельефы с фигурами советских жителей республики: шахтеров, учителей и представителей других профессий. В 2022 году здесь проходила церемония прощания с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.
Архитекторы: В.Гопкало, В.Гречина, В.Коломиец, Л.Филенко
Фрунзе (Бишкек)
Последней из столиц союзных республик, где успели открыть собственное здание музея Ленина, стал город Фрунзе. В отличие от ташкентского, оно практически полностью лишено национального колорита и построено по-модернистски очень минималистично. Площадь здания в одной из самых маленьких советских столиц тоже довольно скромная — 6 тыс. кв. м, вчетверо меньше ульяновского мемориала. Над экспозицией работали московские художники.
В 1991 году здание было передано Национальному историческому музею Киргизской Республики, а ленинская экспозиция была полностью демонтирована. В 2016– 2021 годах здесь провели капитальный ремонт и полную реэкспозицию. Теперь бишкекский исторический музей можно увидеть даже на рекламных календарях производителей немецкого выставочного оборудования.
Архитекторы: С.Абышев, В.Анистратов, Р.Асильбеков, К.Ибраев, В.Иванов, М.Керимкулов, А.Куделя, М.Салтыбаев
Горки Ленинские
Вслед за Ульяновском на строительство собственных филиалов Центрального музея Ленина стали претендовать и другие населенные пункты СССР, где жил и бывал Владимир Ильич. Между открытием музея в месте рождения Ленина и сдачей нового здания в месте его смерти прошло целых 17 лет. Над проектом здания в Горках выпускник ВХУТЕМАСа, архитектор Леонид Павлов работал около десяти лет и называл свою постройку «мой Парфенон».
Именно с экспозиции этого ленинского музея в серии начинается массовое применение мультимедийных технологий. Еще интереснее то, что в подмосковном музее экспозиция сохранилась практически полностью — в отличие от всех остальных. Работают даже два из пяти кубов, показывающих двигающиеся и звучащие инсталляции под управлением компьютеров Apple II. В 1985 году в СССР приезжал Стив Джобс и вел переговоры о продаже техники для преподавания информатики. В классы компьютеры так и не попали, но были закуплены в один из самых важных для ЦК КПСС музеев того времени.
Архитекторы: Л.Гончар, Л.Павлов
Красноярск
В том же 1987 году, уже во время перестройки, открылось еще одно здание филиала Центрального музея Ленина, единственное в азиатской части страны. Красноярский архитектор Арэг Демирханов спроектировал смелую лаконичную постройку в городе, через который Владимир Ульянов проезжал, отправляясь в ссылку в Шушенское. Это единственное из подобных ленинских зданий, где нет отдельного пространства зала торжеств для приема в октябрята и пионеры, а ключевая фигура Ильича для этих целей вынесена прямо в холл, к центральному входу. Причем это многофигурная композиция с Надеждой Крупской и другими сибирскими ссыльными марксистами.
И только в Красноярске в бывшем музее Ленина сохранены практически все оригинальные элементы, но при этом институция перепрофилирована и ее деятельность в здании вступает в художественную игру с первоначальным контекстом. В 1991 году название музея сменилось на «Красноярский культурно-исторический музейный центр», а в 2017-м он был переименован в Музейный центр «Площадь Мира». Нынешняя институция работает в здании методами современного искусства. И оказывается, что циклопические масштабы ленинских мемориальных пространств прекрасно подходят для этого жанра.
Архитекторы: А.Бакусов, А.Демирханов, В.Коротков, В.Ривин
Казань
К 70-летию революции был достроен и музей в Казани, где Владимир Ульянов учился в университете и был из него отчислен за участие в студенческих волнениях. Ленинская тематика уже через пять лет практически полностью была искоренена в здании, и в нем разместился Национальный культурный центр «Казань», тематика которого касалась в первую очередь истории татарского народа.
В 2019–2020 годах прошла масштабная реконструкция здания. К одной из его стен, выходящей к реке Казанка, пристроили стеклянный объем с прекрасным видом. После реконструкции в бывшем музее Ленина разместилась Национальная библиотека Татарстана. О прошлом здания сейчас напоминает только многофигурная композиция, оставленная в одном из читальных залов.
Архитекторы: О.Кулишенко, М.Лифатов, Ю.Минаев, А.Полянский, А.Санин, М.Синев
Куйбышев (Самара)
Последним достроенным ленинским мемориалом стало здание в городе на Волге — Куйбышеве (ныне — Самара). Там семья Ульяновых прожила несколько лет после Казани, и 19 апреля 1990 года возле их дома-музея открылось гигантское здание филиала Центрального музея Ленина.
Уже через восемь месяцев после открытия здесь начали проходить выставки очень далекой от ленинской тематики. Например, показывали картины Ильи Глазунова и восковые фигуры российских императоров. Еще через год на первом этаже вместо ленинских выставок стали продавать электронику, видеокассеты и компакт-диски.
В 1993 году в здание переехал выселенный из переданного верующим костела Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина. И краеведческие экспозиции постепенно напластовались прямо на элементы передового выставочного дизайна конца 1980-х. Часть из первоначальных решений в виде гобеленов можно увидеть до сих пор. А самым большим художественным элементом музея является огромный мозаичный портрет Ленина 19-метровой высоты, сделанный из уральских камней. За три с лишним десятка лет здание постепенно потеряло былой лоск и ждет своей очереди на капитальный ремонт.
Архитекторы: А.Моргун, А.Панферов, Е.Розанов, В.Шестопалов, Е.Шумов
Алма-Ата
Если бы не распад СССР, архитектурная лениниана, несомненно, продолжила бы свое шествие по городам Союза. Этот тезис подтверждает история так и не случившегося ленинского музея в столице Казахской ССР. Его не успели достроить, и некоторое время сооружение с необлицованными стенами возвышалось в центре Алма-Аты. К 1995 году здание было достроено, облицовано каррарским мрамором, недоступным в советское время строителям, и запущено уже в качестве президентского дворца. Но в 1997-м столица Казахстана была перенесена в Астану, и с тех пор большую часть времени дворец пустовал. Во время волнений начала 2022 года здание было подожжено. А позже с него сняли мрамор и снесли. На месте неслучившегося музея планируют разбить парк в стиле московского «Зарядья».
Архитекторы: С.Баймагамбетов, К.Монтахаев, К.Нурмамбетов, О.Цой
Государственный исторический музей
«Ленин»
До 18 августа
Выставка «Ленин» — первая за 30 лет экспозиция биографического характера о Владимире Ленине в Историческом музее. Авторы выставки выбрали для показа период Октябрьской революции 1917 года и последующие события. Среди представленных предметов — браунинг, из которого Фанни Каплан стреляла в Ленина, интерьер кабинета вождя с муляжом его фигуры, «лампочка Ильича», много живописных полотен, которые почти сразу после создания попадали в запасники, потому что на них были изображены «враги народа». «В 2024 году исполнилось 100 лет со дня смерти Ленина, но все эти годы не утихают дискуссии о роли вождя пролетарской революции, звучат разные оценки его личности и итогов деятельности. При всей полярности мнений масштаб личности Ленина как революционера, мыслителя, государственного деятеля, полностью изменившего жизнь страны, остается бесспорным», — сообщают кураторы выставки.