18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом

Церковь аббатства Святой Веры в Конке. Фото: Krzysztof Golik
Церковь аббатства Святой Веры в Конке.
Фото: Krzysztof Golik
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала

Книга «Пороги. Путешествие по западной культуре от двери к двери» изначально была издана в Испании три года назад. Ее автор Оскар Мартинес более десяти лет читал лекции по искусству, архитектуре, фотографии и дизайну, а недавно занялся литературой, как написано под его портретом на последней странице. Что Мартинес преподавал, можно определить, и не зная его биографии. Он рассказывает, как говорит со студентами, стараясь расположить к себе аудиторию, делает лирические отступления и задает риторические вопросы. Например: «Всего несколько метров отделяют нас от чуда. Внутреннее пространство Пантеона близко к совершенству, если не тождественно ему. Вы, вероятно, заметили, как эмоционально я пишу об этом здании, но любой, кто провел хотя бы несколько минут среди этих колонн, под этим куполом, поймет мой восторг».

Оскар Мартинес. «Пороги. Путешествие по западной культуре от двери к двери». М.: Синдбад, 2024. 320 с.
Оскар Мартинес. «Пороги. Путешествие по западной культуре от двери к двери». М.: Синдбад, 2024. 320 с.

Восторг не покидает автора на протяжении всей книги. Она состоит из 23 глав-лекций об архитектурных шедеврах и популярных достопримечательностях разных времен: римском Пантеоне, венецианском соборе Святого Марка, венском Сецессионе, погребальном храме Рамсеса III в Луксоре, здании Баухауса в Дессау, неаполитанском замке Кастель-Нуово… То есть Мартинес рассказывает о памятниках, которые до него были многократно описаны как в научных трудах, так и в популярных путеводителях. И не скрывает этого: «В конце концов, эти строки — всего лишь дистиллят тысяч страниц, прочитанных за долгие годы, плюс небольшие личные наблюдения, призванные слегка расцветить рассказ». Прочитано действительно много: библиографический список занимает 11 страниц.

Венский сецессион.  Фото: Thomas Ledl
Венский сецессион.
Фото: Thomas Ledl

В каждой главе есть литературное, с фантазией, изложение фактических сведений о предмете описания, причем с эффектом личного присутствия в иных временах («Сотни тысяч людей бросили свои дела, чтобы поглазеть, как войско возвращается с победой от самых границ империи. …Переругавшись и едва не подравшись с кучкой фракийцев, не желавших нас пропустить, мы забираемся на телегу, груженную амфорами с вином, и вид оттуда вполне приемлемый»). А после таких описаний автор сообщает о своих наблюдениях и открытиях, иногда любопытных. Например, подробно анализирует строение купола Пантеона или замечает, что на ватиканской фреске Рафаэля «Афинская школа» среди античных ученых есть один средневековый араб и мусульманин Аверроэс. Он появляется в главе о дворце Комарес в Альгамбре; правда, прямого отношения к нему не имеет.

Комплекс зданий Баухауса в немецком городе Дессау вошел в число главных героев книги Оскара Мартинеса.  Фото: Wikimedia Commons
Комплекс зданий Баухауса в немецком городе Дессау вошел в число главных героев книги Оскара Мартинеса.
Фото: Wikimedia Commons

И хотя в названии книги есть слово «пороги», она не только о дверях как границе между внешним миром и объектом, но еще и о воротах, триумфальных арках, витрине парижского ювелирного магазина, сочиненной Альфонсом Мухой, и даже об «обманке», устроенной Франческо Борромини в галерее палаццо Спада, только создающей иллюзию входа.

Что же до «лирических наблюдений», то Мартинес скромничает, называя их небольшими. «В моей памяти вилла Барбаро навсегда связана с летом. Оба раза, когда мне удалось добраться до местечка под названием Мазер, стояла такая удушающая жара, что поездка едва не оказывалась испорчена» — и это только начало абзаца о погоде и усталости в длинном рассказе не столько о вилле, сколько о ее архитекторе Андреа Палладио и художнике Паоло Веронезе, сделавшем ее росписи. Больше всего страниц отдано Филиппо Брунеллески как изобретателю перспективы.

Дольмен Менга. Фото: Malopez
Дольмен Менга.
Фото: Malopez

Неожиданные отступления от основного сюжета — объекта, заявленного в названии главы, — бодрят читателя, как правило не догадывающегося, куда заведет автора развитое ассоциативное воображение. Также у Мартинеса можно прочитать сентенции, с которыми не поспоришь, вроде такой: «Страхи охватывают нас гораздо чаще, чем мы готовы признать, и иногда ад — не в окружающем мире, а в мире, выстроенном в нашей голове».

Причина такой «разговорчивости» раскрывается в последней главе, «Окончание». Мартинес рассказывает, что начал писать книгу во время пандемии коронавируса, когда на несколько недель оказался заперт в квартире без возможности личного общения с друзьями и студентами. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+