18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка главных советских карикатуристов открылась в Манеже

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Огромный проект, созданный РОСИЗО, показывает знаменитое трио со всех возможных ракурсов, напоминая, что прежде всего «Кукрыниксы» вовсе не современная рок-группа, чего бы ни выдавал «Яндекс» в первой строчке

Ретроспектива знаменитых советских карикатуристов, иллюстраторов и мастеров плаката, приуроченная к 100-летию образования объединения, открылась на нижнем ярусе Центрального выставочного зала «Манеж» в Москве. О трио Кукрыниксов эта выставка рассказывает все, что только возможно. Она организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, что во многом объясняет ее блеск и размах.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Союз трех художников, выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова оказался невероятно долговечным: он продлился до конца 1980-х и сыграл важнейшую роль в формировании эстетики советской карикатуры.

Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е. Фото: из личного архива семьи Н. Соколова
Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е.
Фото: из личного архива семьи Н. Соколова

Экспозиция площадью 2 тыс. кв. м разместилась в десяти залах, посвященных различным периодам творчества Кукрыниксов: довоенные годы, Великая Отечественная война и участие в Нюрнбергском процессе, холодная война, работа в театре, в журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Путешествие по залам начинается с небольших отделов, где рассказывается о каждом из художников до начала совместной деятельности, а также показаны их самостоятельные работы маслом. Картины эти, впрочем, не особо выдающиеся — и тем удивительнее то волшебное превращение, которое претерпели Куприянов, Крылов и Соколов, слившись в единое трехголовое существо.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Последующие залы в подробностях рассказывают о разных аспектах деятельности карикатуристов, причем временной охват их творчества гигантский — от Керенского до 1960–1970-х годов. Обилие плакатов и карикатур заставляет удивляться бешеной производительности трио. Вереница созданных ими обложек журнала «Крокодил» выглядит прямо почетным караулом. Отдельно останавливает внимание зал, посвященный работе Кукрыниксов над книжной иллюстрацией — от Гоголя до Ильфа и Петрова. Он затерялся среди политической агитации, однако высвечивает их творчество с нового ракурса. Анфиладу завершает небольшой зал, демонстрирующий плоды их групповой работы в масляной живописи. Здесь представлены знаменитые крупные полотна, изображающие нацистов в Новгороде Великом и последний час Гитлера, — произведения, создававшиеся на протяжении многих лет. Рядом — их ранние небольшие эксперименты в масле, внезапно чем-то напоминающие довоенного Юрия Пименова, хотя и не такие отточенные.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Выставка объединила 314 предметов из отечественных музеев и частных коллекций со всей России. В последний раз так много работ Кукрыниксов собирали под одной крышей аж в 1977 году, на прижизненной выставке, приуроченной к 222-летию художников (на троих).

Музейно-выставочное объединение «Манеж»
«Кукрыниксы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+