Впервые в Санкт-Петербурге свои уникальные коллекции представляет московский Политехнический музей. Выставка посвящена 150-летию основания музея. Она подготовлена совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» при научном кураторстве Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и воспевает выдающихся отечественных ученых, инженеров, изобретателей и их достижения в развитии науки и техники.
Петербургская выставка — вторая часть самого большого проекта из реализованных музеем за последние 50 лет. Первая часть, «Политехнический музей: приближая будущее», проходила весной и летом этого года в Музее Москвы. Но если она рассказывала главным образом об истории музея, то нынешняя посвящена становлению и развитию российской инженерной школы на протяжении последних почти 200 лет. Около 300 экспонатов предоставили на выставку сам Политехнический музей, НИЦ «Курчатовский институт», а также партнеры — научные, производственные и промышленные госкорпорации, конструкторские бюро, музеи, частные коллекционеры. Часть предметов музей несколько десятилетий не доставал из запасников, некоторые поступили в фонды совсем недавно, и их впервые показывают широкой публике.
«Вы только подумайте, каким богатством мы обладаем, какие научные открытия делали и делают наши ученые, инженеры, конструкторы! — сказал на вернисаже выставки Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт» и Политехнического музея. — Экспозиция в Манеже доказывает, что мы всегда занимали важное место в мировом процессе развития технологий».
За последние 20 лет Политехнический музей пережил череду катаклизмов. В 2004 году в историческом здании на Новой площади случился пожар. Пожарные потушили огонь, но залили водой значительную часть фондов. К тому же фундамент всего комплекса построек неравномерно просел, отсутствовали центральное отопление и система вентиляции. В 2011 году был объявлен конкурс на реконструкцию музея, а в 2013-м его закрыли на реставрацию и реновацию. Завершение работ много раз откладывалось и переносилось, очередной срок назначен на 2025 год. В ожидании открытия музей организует серию выставок в Москве и по стране. Сейчас одна из них приехала в Петербург.
Все пространство Манежа структурировано по восьми разделам: «Ресурсы», «Движение», «Энергия», «Информация», «Окружение», «Полет», «Жизнь» и «Природоподобие». Выставка занимает оба этажа Манежа, и на всем протяжении предметную экспозицию сопровождают мультимедийные инсталляции, так называемые кабинеты ученых — большие мониторы, на которых в режиме нон-стоп идет информация о выдающихся российских ученых, конструкторах, инженерах-изобретателях с их портретами, биографиями, цитатами из трудов.
Первое, что видят посетители при входе в Манеж, — гигантская композиция «Колесо прогресса» архитектора Андрея Чернихова, внука знаменитого советского архитектора-авангардиста Якова Чернихова. Конструкция из огромных колес, труб, лопастей и стеклянных колб периодически начинает двигаться и звучать: колеса вращаются, вспышки света пульсируют в стеклянных трубках, и откуда-то из недр этого сооружения раздается мелодия, имитирующая звуки работающих станков.
По словам Андрея Чернихова, было намерение создать некую конструкцию на открытие экспозиции, символизирующую век пара и электричества, и возникла мысль объединить идеи 20-х годов прошлого века и нынешнего.
«В основу легли одна из конструкций моего деда, идеи и образы швейцарского скульптора Жана Тенгли, серии фотографий промышленной архитектуры XIX и XX веков, — рассказал Андрей Чернихов, — а также мой личный опыт, когда я летом мальчишкой подрабатывал на заводе. В качестве музыкального сопровождения мы использовали одну из аранжировок произведения Александра Мосолова „Завод. Музыка машин“, написанного им в 1928 году».
Первый экспонат, который встречает посетителей, — уникальный «Руссо-Балт» К12/20, единственный сохранившийся экземпляр легкового автомобиля, сделанного в Российской империи. Первый серийный автомобиль этой марки изготовили ко Дню города 27 мая 1909 года; экземпляр с выставки собрали в 1911 году — его заказала Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине.
По сути, уникальный автомобиль вернулся на родину в Петербург, как и некоторые другие экспонаты. Например, выпущенный в 1910 году аэроплан «Гаккель-3», макет которого в полную величину расположен на втором этаже. Яков Гаккель, автор самолета, работал над ним здесь, в Петербурге, а испытывал в Гатчине. Знаменитый летчик Михаил Водопьянов говорил, что именно Гаккель первым отказался от слепого копирования зарубежных образцов и построил летательный аппарат оригинальной конструкции.
В целом экспозиция разделена по простому принципу: земля и небо. На первом этаже представлены достижения российской науки и инженерной мысли, стоящие на земле или двигающиеся по ней: автомобили, макеты трамвайного вагона 71-931М «Витязь-Ленинград», знакомого москвичам поезда метро «Москва-2020», экскаваторов, атомной электростанции, термоядерной установки «Токамак-10», телеграфного аппарата. И первая отечественная ЭВМ «Сетунь» — размером с квартиру-студию. Здесь же можно увидеть действующий экземпляр аэросаней, созданных знаменитыми конструкторами Николаем Камовым и Андреем Туполевым для труднодоступных северных районов. Кстати, с таких аэросаней снимались отдельные сцены фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».
Второй этаж посвящен преимущественно небу и космосу, а также современным био- и медицинским технологиям. Макеты и действующие модели летательных аппаратов, настоящие скафандры, в том числе «Кречет», созданный в СССР для работы на Луне, космический «мотоцикл» СПК 21КС, аналогичный тому, что испытывал космонавт Александр Серебров, и шестиногий «марсианский» шагоход. Очень жаль только, что на выставке, посвященной развитию и движению, ни один макет или действующая модель не двигаются, а стоят совершенно неподвижно. Даже легендарный робот-экскурсовод Сепулька, который управлялся дистанционно и ездил с группой по залам в Политехническом музее, в Манеже стоит в витрине, как пришпиленная бабочка.
Выставка завершается на втором этаже, откуда открывается вид на архитектурную композицию при входе в Манеж: входной проем изнутри украшает характерный трехарочный фасад Политехнического музея, совпадающий с практически такими же арками на входе в Манеж. Это своеобразное приглашение посетить музей в Москве, когда он откроется после реконструкции.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
«Политехнический музей: создавая настоящее»
До 9 февраля