18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пьяный луг, Страховское поле и Громок: идем тропой Поленова

Большой дом. Фото: Владимир Сычев
Большой дом.
Фото: Владимир Сычев
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

«Дом над Окой», или «Борок», как называл свою усадьбу Василий Поленов, и живет укладом ХIХ века, и смотрит в будущее, переосмысляя собственную живописную территорию. Мы прошли ее от края до края, чтобы рассказать о перспективах

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова не может пожаловаться ни на недостаток посетителей, ни на нехватку территорий. Много тут и точек притяжения, начиная с самого природного пейзажа. Соединить все достоинства и победить недостатки, такие как загруженность небольшого усадебного дома туристами, должна задуманная директором музея-заповедника Натальей Поленовой экотропа, которая могла бы связать два десятка уже существующих точек и стать стимулом к созданию новых — по проектам современных художников, основанным на идеях Василия Поленова.

Кухня с историей

Наша прогулка с правнучкой Василия Дмитриевича, директором музея-заповедника Натальей Поленовой, которая с 2011 года управляет родовым имением, начинается с его «мозга» и «желудка». Двух­этажный флигель, что неприметно стоит сбоку от главного дома и соединен с ним переходом, — самая старая постройка в усадьбе. До недавних пор там жили потомки Василия Поленова, а сейчас идет реставрация и переформатирование здания в музейно-выставочное пространство, открытие которого должно состояться в мае 2025 года.

Дочери Василия Поленова на фоне Большого дома, справа от которого так называемая Кухня. 1900. Фото: архив Натальи Поленовой
Дочери Василия Поленова на фоне Большого дома, справа от которого так называемая Кухня. 1900.
Фото: архив Натальи Поленовой

Художник, которого современники называли «рыцарем красоты», мечтал жить на лоне природы. В конце 1880-х из окна поезда он заприметил холм на берегу Оки с видом на Тарусу. Как раз тогда у него появились средства: шестиметровое полотно «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница») купил император Александр III за 30 тыс. руб. серебром — внушительную сумму по тем временам. Потом Поленов вместе с учеником Константином Коровиным отправился порисовать близ приглянувшегося участка и окончательно и бесповоротно влюбился в окский простор.

Мечта о домике, «где будет музей, галерея и биб­лиотека, рядом столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим моя живописная мастерская и твой маленький кабинет», как писал Василий Поленов жене, Наталье Якунчиковой, осуществилась не сразу. Запавший в душу холм с единственным одиноким кустом можжевельника принадлежал крестьянской артели на паях. О выкупе земли нужно было договариваться с десятком владельцев. Поэтому в конце 1889 года Поленов выкупил имение обедневшей помещицы Саблуковой (91 га) и к 1891-му построил там временный домик. Сруб сладили крестьяне деревни Бехово. Больше года супруга художника Наталья Васильевна занималась обменом земли, пока наконец Поленовы не получили в свое распоряжение заветный холм, куда в конце 1892 года перенесли домик из Бехова, обшили в том же скандинавском стиле, в каком исполнены остальные постройки, и стали использовать как кухню и прачечную. Именно там «варилось» хлебосольное гостеприимство, которым славился «дом над Окой».

Семья Поленовых и гости на крыльце Большого дома. 1910-е. Фото: архив Натальи Поленовой
Семья Поленовых и гости на крыльце Большого дома. 1910-е.
Фото: архив Натальи Поленовой

После революции Василий Дмитриевич добровольно принял национализацию и перебрался с семьей во флигель-кухню, а остальные здания официально стали государственным музеем, как изначально и хотел художник. Он умер в 1927-м, но его потомки жили в пристройке до 2020 года. Здесь принимали гостей, растили детей, отсюда управляли усадьбой. Здесь в 1983 году решался вопрос о преобразовании музея в заповедник, то есть о расширении охранной территории с 16 га усадьбы до окрестных видов, которые писал мастер и его друзья-художники. Сейчас заповедная зона музея включает порядка 890 га земли в Тульской области и еще несколько тысяч гектаров охранных зон вокруг, в том числе в Калужской области.

«Лаборатория смыслов»

«Сколько себя помню, здесь всегда висели под потолком букеты роз. Так и оставим», — говорит Наталья Поленова, зайдя на террасу кухни, где юный реставратор очищает от старой краски старинную деревянную дверь. В welcome-зоне посетители будут надевать мягкие тапочки, чтобы отсюда проследовать в выставочное пространство, где сохранят живую, домашнюю атмосферу. Здесь нас встречает русская печь ХIХ века, а за ней — три комнаты.

При входе будут стоять, как когда-то, хозяйские кирзовые сапоги, валенки, на вешалке — висеть бушлат, в углу — метла. За печкой — кухня, где развесят кружки и утварь рядом с грамотами и постановлением о создании музея-заповедника. «Это „лаборатория смыслов“. За рюмкой чая тут решали важные вопросы. Например, о создании заповедника или о его переводе из регионального в федеральный статус», — поясняет Наталья Федоровна. Здесь пойдет рассказ о судьбе места, которое было задумано как первый деревенский музей и разрослось до целого «государства» с собственным укладом и традициями.

Наталья Грамолина с дочерью Наташей во флигеле-кухне. 1975. Фото: архив Натальи Поленовой
Наталья Грамолина с дочерью Наташей во флигеле-кухне. 1975.
Фото: архив Натальи Поленовой

За кухней — гостиная. Ее называли просто Большая комната. Она служила своего рода салоном. Тут чаевничал Константин Паустовский, вспоминала былое гражданская жена Колчака Анна Тимирева, читала стихи Белла Ахмадулина. Здесь праздновали дни рождения и Новый год. Уюта в обстановку добавит кресло у камина — кто только не сиживал в нем! За Большой комнатой — третье пространство, личное. Когда-то оно было разделено на две комнаты, но в начале 1990-х их объединили. В уголке будет стоять кровать художника, а затем его сына, первого директора музея-усадьбы «Поленово» Дмитрия Васильевича Поленова, которую, по легенде, он брал с собой на Первую мировую войну. Тут же — письменный стол (его уже отреставрировали), божница с семейной иконой, трюмо с зеркалом, детские игрушки. Здесь пойдет рассказ про семейные связи.

Дмитрий и Федор Поленовы на лавочке перед Кухней. 1960. Фото: архив Натальи Поленовой
Дмитрий и Федор Поленовы на лавочке перед Кухней. 1960.
Фото: архив Натальи Поленовой

Дмитрий Поленов стал директором музея в 32 года. Его призванием были естественные науки, но стать большим ученым было не суждено. Зато он во всех подробностях описал в дневнике флору и фауну вокруг «дома над Окой». А еще он спас церковную утварь и иконы храма в Бехове, построенного по проекту отца, составив подложную опись. Его с женой Анной в 1937 году репрессировали на десять лет, но, вернувшись из лагерей, они продолжили заниматься усадьбой. Потом семейное дело принял в свои руки их сын Федор Поленов, затем — его супруга Наталья Грамолина, которая руководила музеем до 2011 года и оставалась при деле до самой смерти в 2020-м (ей было 80). Теперь в усадьбе хозяйствует их дочь Наталья. История каждого Поленова достойна отдельного романа. Каждый из них отказался от возможности состояться в другом месте в избранной профессии, чтобы наследие Василия Поленова жило, и каждый принял свою миссию с достоинством. Усадьба Борок, вместе с музейным статусом получившая имя основателя, в 1924 году была предоставлена семье в пожизненное пользование.

Федор Поленов, Наталья Грамолина и их дочь Наташа в усадебном парке. 1980. Фото: архив Натальи Поленовой
Федор Поленов, Наталья Грамолина и их дочь Наташа в усадебном парке. 1980.
Фото: архив Натальи Поленовой

Немецкий мост и Страховское поле

Творчество Василия Поленова знает каждый по хрестоматийным пейзажам, таким как «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и «Московский дворик». Но в то время фокус на природе был революционен, ведь в ХIХ веке пейзаж в России только формировался как жанр. Однако в Поленове мы можем увидеть Василия Дмитриевича с других точек зрения — не только как мастера пейзажа, но и как архитектора, коллекционера, гуманиста, просветителя, чье творчество питала природа. Она своего рода базовый код поленовской территории.

Вон на лужайке хозяйственного двора нежится конь Персик, задрав копыта к небу. Он уже на пенсии после скаковой карьеры. Всякое животное имеет право на внимание и заботу, даже если уже не приносит пользы, считал Василий Поленов, у которого был любимый конь по кличке Мальчик. Каждое дерево здесь на учете, многие сажал собственными руками художник. Около дома Натальи, что стоит с краю музейной территории, раскинулся сад-огород с кабачками, тыквами и тепличными помидорами. За ним лесок, куда нередко заходят лоси — для них тут сделали ясли с солонцом. Усадебная территория огорожена невысокой изгородью в скандинавском стиле, а за ней — остальные обширные земли с разными охранными статусами.

Василий Поленов в своей мастерской Аббатство. 1909. Фото: архив Натальи Поленовой
Василий Поленов в своей мастерской Аббатство. 1909.
Фото: архив Натальи Поленовой

Слева, в сотне метров от усадьбы, заросли крапивы. Пробираемся сквозь них с Натальей Федоровной по еле заметной тропке, которая выводит к полуразрушенному мосту через приток Оки — речку Скнижку. «Его строили пленные немцы, теперь только балки остались», — вздыхает пра­внучка художника. Она надеется восстановить мост, совместив в нем функциональность и концептуальность. Здесь могло бы появиться нечто вроде «Красного леса» нонконформиста Игоря Шелковского — моста и одновременно арт-объекта, что находится в северной части арт-парка «Никола-Ленивец». Мост мог бы связать огромное Страховское поле с территорией музея-заповедника.

Угрожающее название поле получило благодаря расположенной выше по течению деревне Страхово, где ныне живет большая часть сотрудников музея-заповедника (в его штате 106 человек). Согласно легенде, некогда на местных жителей наводил страху разбойник Кудеяр — отсюда и название села. Сегодня по полю ездить тоже страшновато, но не из-за разбойников, а потому, что его разбили вдрызг. Что ни шаг — колея, автомобили вязнут на ухабах. Добраться до пляжа, с которого открывается вид на Тарусу, можно только на велосипеде или на своих двоих. Наталья Федоровна мечтает превратить его в доступную для туристов территорию, где современное искусство могло бы уживаться с историей и экологическим подходом.

Западная терраса Большого дома. Фото: Владимир Сычев
Западная терраса Большого дома.
Фото: Владимир Сычев

Соседний лес — клондайк для грибников. Места описаны в дневнике Дмитрия Васильевича. Эта территория не входит в состав музея-заповедника, но обладает охранным статусом достопримечательного места. То есть ландшафт находится под защитой Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и здесь он систематически нарушается.

Пьяный луг у Прокофьевской баньки

В Поленове как в сказке: если налево Страховское поле, то направо — Пьяный луг. Как раз на него открывается вид из окон главного дома через просеку меж деревьев. Этот вид Поленов в 1893 году запечатлел на знаменитой картине «Золотая осень». На лугу, что сразу за усадебной оградой, растет особая трава, которую местные называют пьяной. Здесь же, у самой воды, заросли эхиноцистиса — растения с белыми цветами, в народе прозванного бешеным огурцом. Время от времени сотрудники музея косят поле, а в перспективе Наталья Федоровна хотела бы предложить современным художникам складывать из «пьяного» сена экологичные арт-объекты.

Вид из окна библиотеки на Эспланаду. Фото: Владимир Сычев
Вид из окна библиотеки на Эспланаду.
Фото: Владимир Сычев

На опушке у луга еще одно волшебное место. Малоприметный домик называют Прокофьевским. На самом деле это баня, но парную нередко использовали как гостевые покои. Однажды тут останавливался Сергей Прокофьев и писал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта». Здесь же в 1972 году родился домовенок Кузя — герой сказочной повести Татьяны Александровой. Она прожила тут с мужем Валентином Берестовым целый год. Ежегодно 8 октября (в память о первой записе о домовенке) в усадьбе отмечают день его рождения. Это еще одна точка поленовской экотропы, которую могли бы осмыслить современные художники.

От Прокофьевского домика дорога ведет уютными тропками к арт-резиденции, которая одновременно служит выставочным залом и концертной площадкой. Двухэтажное здание называют «Городом мастеров». Сейчас здесь можно увидеть две выставки: «Сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого» и аппликации из берестяной соломки Анны Боевой. На втором этаже — четыре номера для резидентов. Главный дом Поленова в усадьбе изначально строился с расчетом на гостей, которые могли бы жить и творить в имении. Эту традицию продолжает «Город мастеров».

Сейчас здесь гостят слависты из Китая. Студенты и преподаватели Института иностранных языков Чжэ­цзянского университета не только сами изучают поленовское наследие, но и учат каллиграфии и бумажной резьбе, китайским шахматам и гимнастике ушу. Здесь же проходят мастер-классы по керамике художницы Татьяны Лощининой, которая тоже живет и работает в «Городе мастеров».

Въездные ворота в усадьбу.  Фото: Владимир Сычев
Въездные ворота в усадьбу.
Фото: Владимир Сычев

От усадьбы движемся на следующую точку, где, собственно, и начинался первый в истории страны деревенский музей, то есть к деревне Бехово. Всего от усадьбы до Бехова три пути: первый — вдоль береговой линии, средний ведет лесными тропами, по верхнему, вдоль шоссе, можно проехать на машине. Но Наталья Поленова мечтает проложить вдоль автодороги веломаршрут. Опыт уже имеется. Прошлым летом в Поленове был слет велосипедистов со всей страны. В велогонке участвовало более 1 тыс. любителей и опытных спортсменов, которые соревновались на трех дистанциях: 30, 50 и 100 км. Зрители не только следили за гонщиками, но и занимались йогой на открытом воздухе, слушали джаз, играли в мини-футбол. Директор музея надеется сделать велосипед основным способом передвижения по большой территории. Активный отдых — часть концепции поленовской экотропы.

Обрыв Любви и овраг с полифонией

От усадьбы до Бехова около 3 км. Здесь, на высоком берегу, который еще называют обрывом Любви, Василий Поленов в 1910 году писал знаменитую картину «Вид на город Тарусу». Отсюда и правда открывается фантастический вид на поля уже Калужской области, тоже относящиеся к заповедной территории. Теперь этот вид можно наблюдать со смотровой площадки — металлической, с кружевным сетчатым полом. Ее установили год назад. Помог тогдашний тульский губернатор Алексей Дюмин. Раньше смотровая площадка была деревянной, но из-за наплыва посетителей (а в 2022-м в заповеднике побывало около 1 млн туристов) холм не выдержал и пополз. Поэтому его укрепили — буквально прошили опасный участок металлической сеткой — и сделали новую смотровую площадку. Это одна из самых живописных точек экотропы.

Прекрасна и Троицкая церковь, что стоит на обрыве Любви. Домовая церковь Поленовых — одна из самых поздних построек, созданных по проекту Василия Дмитриевича: ее построили в 1906 году. Рядом с ней, на небольшом кладбище под сенью деревьев, и упокоились художник и многие его потомки.

Церковь Святой Троицы в с. Бехово. Архитектор Василий Поленов.  Фото: Владимир Сычев
Церковь Святой Троицы в с. Бехово. Архитектор Василий Поленов.
Фото: Владимир Сычев

В паре сотен метров от храма — территория, которая когда-то принадлежала помещице Саблуковой. Сейчас ее занимает детский оздоровительный лагерь «Детская Рес­публика „Поленово“». Пионерский лагерь близ церкви и погоста появился в советское время, а после перестройки, в лихие 1990-е, был приватизирован сомнительным путем. С лагерем двусмысленная ситуация: земля, на которой стоят частные дома, принадлежит музею-заповеднику, и, согласно закону, постройки нелегитимны; при этом они на законных основаниях принадлежат владельцу зданий — московскому бизнесмену Николаю Зимину. В сентябре 2022 года он обращался в Росимущество, чтобы взять территорию в аренду на 49 лет, но получил отказ. Дело рассматривалось в Арбитражном суде Тульской области. Строительные работы на охраняемой государством территории, как и реконструкция уже существующих построек, а также прокладка новых наземных и надземных инженерных коммуникаций, невозможны, однако в лагере все это было сделано. Вопрос о деятельности «Детской Республики „Поленово“» ныне подвис в воздухе. Местные жители жалуются, что отходы жизнедеятельности обитателей лагеря сбрасывают прямо в Оку, а еще — на шумные дискотеки до зари, которые не особенно уместны близ храма и кладбища.

Ситуация осложняется тем, что на берегу Оки находится святой источник явления Казанской Божьей Матери. Он обу­строен и ухожен. Есть домик с иконами и купелью, а ниже, почти у самой реки, еще один сруб, где тоже можно окунаться в ключевую воду. Температура воды — примерно плюс четыре градуса круглогодично. Дальше — природный ключ Громок и водопад. Вопрос о том, может ли работа детского лагеря нарушить экосистему места, открытый.

Недалеко есть еще одна достопримечательность. В Бехове, которое в 2021 году было признано Всемирной туристской организацией ООН (UNWTO) лучшей туристической деревней мира, находится живописный овраг, упомянутый в воспоминаниях Константина Коровина. Когда они с Поленовым были в этих местах, художник так впечатлился, что завыл волком. Каково же было его удивление, когда он услышал ответный вой — самого настоящего волка. Сейчас в деревне в основном живут дачники-москвичи. Во время пандемии сотрудники музея-заповедника устроили экоперформанс и разобрали груды мусора в местном овраге, которые копились там не меньше века. Состоялось 15 экспедиций. Разбор культурных слоев дал немало удивительных находок: монеты, утварь, предметы крестьянского и советского быта. Хватит на целую экспозицию. Очищенный овраг оказался прекрасной акустической площадкой, где можно было бы устраивать концерты и оперы на открытом воздухе.

15 км искусства

Уже сейчас на экотропе 19 точек, с историей которых можно познакомиться с помощью аудиогида. Но на этих просторах их могло бы быть гораздо больше. Идея экотропы была презентована в 2023 году на заседании попечительского совета музея-заповедника, которое состоялось в Туле. Тогда полпред президента в ЦФО Игорь Щеголев сказал: «Музей-заповедник — это прежде всего территория, природный ресурс и разнообразие. Нужно думать о том, как сохранять целостность ландшафтов и уникальных природных объектов этого места. На Беховском холме построена новая смотровая площадка. Как начало будущей экологической тропы вдоль Оки, она послужит очень хорошей стартовой точкой. Рассчитываем с руководством музея, что новые километровые дорожки позволят организовать движение по самым интересным маршрутам, в том числе для наблюдения за животными. Есть идеи насчет новых арт-объектов вдоль маршрута, который по плану составит 15 км. Есть идеи насчет переправы через Оку — в Тарусу с продолжением тропы по калужскому берегу».

Наталья Поленова. 2009. Фото: архив Натальи Поленовой
Наталья Поленова. 2009.
Фото: архив Натальи Поленовой

На недавних заседаниях музейного попечительского совета создание экотропы оставалось ключевой темой. По словам Натальи Поленовой, такой «межрегиональный проект станет спасением для территории, поможет диверсифицировать туристические потоки, снизив нагрузку на заповедную территорию, послужит серьезным ресурсом для продуманного маркетинга и стимулом для здорового образа жизни». Нельзя здесь не согласиться с Натальей Федоровной: сегодня по всей стране создаются культурные маршруты по природным территориям, и поленовская экотропа могла бы стать одной из самых востребованных и увлекательных. 

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
5
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+