18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галактика Малевича и туманность Хлебникова: ММОМА четверть века

Айдан Салахова. Книга из серии «Без слов». 2014-2015. Фото: ММОМА
Айдан Салахова. Книга из серии «Без слов». 2014-2015.
Фото: ММОМА
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Как часто бывает в подобных случаях, выбор работ для юбилейной выставки к 25-летию Московского музея современного искусства «Вещи и видения» во многом произволен, но кураторы постарались найти лейтмотивы

Чтобы сориентироваться среди миллионов звезд на небе, человек своим взглядом сгруппировал их в созвездия. А художник Ростан Тавасиев придумал двигать небесные тела таким образом, чтобы они образовывали видимые с Земли художественные формы. Его визионерский проект «В самом сердце фейерверка из комет» — один из тех, что открывают сейчас выставку «Вещи и видения», приуроченную к 25-й годовщине Московского музея современного искусства (ММОМА). Музей был основан Зурабом Церетели накануне миллениума — 15 декабря 1999 года. За четверть века в его фондах накопилось более 10 тыс. единиц хранения. Кураторы юбилейной выставки Анна Арутюнян и Андрей Егоров выбрали из этой музейной галактики несколько десятков работ, объединив их в тематические созвездия. «Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток» — сияющая на стене строка из стихотворения поэта-футуриста Велимира Хлебникова оттеняет кураторскую идею и экспонаты.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

О том, что на выставке развернется нечто вроде космической одиссеи, подсказывают пришельцы, встречающие зрителя в классицистических интерьерах главного здания ММОМА — особняка на Петровке, 25 (к слову, в экспозиции можно найти фотографии, демонстрирующие, каким он был в процессе реставрации во второй половине 1990-х). Три флуоресцирующие фигуры — работа Андрея Бартенева, самого инопланетного персонажа российской арт-сцены. Но и те художники, что выглядят более приземленно, демонстрируют в своем искусстве особую, будто внеземную перспективу на привычные вещи.

Например, Ирина Корина, увеличив во много раз ложемент для кнопочного телефона, превратила его в подобие дизайнерского дивана. Даже современному зрителю нелегко угадать в получившемся объекте исходник — что уж говорить о представителях иных цивилизаций, которым могла бы попасться на глаза такая штуковина. «Мои сейчас вещеобразно разверзлися зеницы» — это Хлебников подсказывает со стены (поэт сопровождает зрителя от зала к залу), как настроить свой взгляд для восприятия подобных произведений.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

Хлебникова мы помним как «председателя земного шара». Казимир Малевич придумал себе еще более представительную должность — «президент космического пространства». Согласно своему положению, на выставке он занимает верховодящую роль. «Черный супрематический квадрат» — нуль форм — открыл для современного искусства бесконечность возможностей. В том числе возможностей интерпретации через апроприацию. Тимофей Парщиков, используя планы зданий и схемы эвакуации, повторил развеску супрематических работ Малевича с «Последней футуристической выставки картин „0,10“». Оммаж авангардисту мы видим и в инсталляции Александра Панкина, позволяющей наблюдать явление супрематизма сквозь подзорную трубу. А Гоша Острецов обратился к образу «Жнеца», возникшему в творчестве более позднего Малевича.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

Известный автопортрет Малевича при этом скромно расположился в проходе между большими залами — там же, где и работы других авангардистов и нонконформистов из собрания ММОМА — от Владимира Стенберга и Александры Экстер до Михаила Шварцмана и Юрия Соболева. Все они будто великодушно уступили лучшие пространства музея будущим поколениям. Спектр произведений здесь велик: живопись Евгении Буравлевой, Александра Дашевского, Александры Паперно, Егора Плотникова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, объекты и инсталляции Юрия Аввакумова, Ивана Горшкова, Николая Наседкина, видео-арт Виктора Алимпиева и Альберта Солдатова, фотоработы Анастасии Цайдер (многие художники ранее получили в ММОМА персональные выставки). Выбор произведений во многом произволен, но кураторы попытались найти лейтмотивы, выраженные, опять же, строчками из Хлебникова.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

Большую роль в проекте играет звуковое измерение. Группа Won James Won (Даниил Смирнов, Тихон Кубов) записала для путешествия по вселенной искусства эмбиент-саундтрек. А еще по залам разносится пение вымерших птиц — тех, что могли бы сидеть в пустых клетках в инсталляции Кати Исаевой.

На стены кураторы вынесли, пожалуй, излишне выспренные сентенции об искусстве и музейной работе. А вот видеоролики, в которых сотрудники ММОМА отвечают на разные вопросы (в том числе такие, какие едва ли можно догадаться задать), — очень удачная находка. Из этих небольших интервью можно узнать, например, зачем реставраторы произведений искусства скупают на барахолках старые чугунные утюги и собирают по знакомым обрывки ненужной бумаги. Возможность заглянуть на музейную «кухню» возвращает зрителя с небес на землю и показывает, как самые удивительные художественные видения ведут подлунную жизнь в виде вещей.

Московский музей современного искусства на Петровке
«Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства»
До 23 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+