18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ретроспектива Мартена ван Хемскерка: забыть нельзя вспомнить

Мартен ван Хемскерк. «Святой Лука пишет образ Девы Марии». 1532 Фото: Frans Hals Museum
Мартен ван Хемскерк. «Святой Лука пишет образ Девы Марии». 1532
Фото: Frans Hals Museum
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставки сразу на трех площадках в Нидерландах знакомят с заново открытым творчеством голландца XVI века, прославившегося религиозными и мифологическими сюжетами

Когда-то Мартен ван Хемскерк (1498–1574) был крупной фигурой, но шли годы, и обстоятельства складывались против него. Художник прославился сценами на религиозные и мифологические сюжеты, был благочестивым католиком и прожил достаточно долгую жизнь, чтобы стать свидетелем начавшегося в 1540-х годах обращения его родных Северных Нидерландов в протестантизм. К 1560-м его экстравагантные работы в итальянском стиле либо погибли, либо были разбросаны по стране волной кальвинистского иконоборчества. В XVII веке, когда вездесущие ландшафты и жанровые сцены формировали знакомый нам сегодня облик нидерландской живописи, имя ван Хемскерка постепенно забыли.

Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Тейлора.  Фото: Teylers Museum
Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Тейлора.
Фото: Teylers Museum

Художника начали заново открывать в 1980-х. И вот сейчас, в год 450-летия со дня смерти ван Хемскерка, его статус подтверждает выставка 130 произведений сразу в трех музеях.

О первых десятилетиях карьеры художника вплоть до отъезда в Рим в 1532 году рассказывает экспозиция в Музее Франса Халса в Харлеме, где Мартен ван Хемскерк учился и впоследствии работал. В нескольких минутах ходьбы от него, в муниципальном Музее Тейлора, представлено более 60 гравюр ван Хемскерка, в том числе популярная серия «Чудеса света».

Выставка «Мартен ван Хемскерк». Городской музей Алкмара.  Фото: Stedelijk Museum Alkmaar
Выставка «Мартен ван Хемскерк». Городской музей Алкмара.
Фото: Stedelijk Museum Alkmaar

А в 30 км к северу от Харлема, в Городском музее Алкмара, открыта экспозиция, посвященная четырем годам, которые художник прожил в Италии, и влиянию на его творчество Вечного города и творившего в нем Микеланджело.

Трехчастная выставка — плод многолетнего изучения творчества ван Хемскерка, самый значительный вклад в которое внес нидерландский исследователь Илья Вельдман. Ему удалось установить личность ряда моделей художника, в том числе женщины с портрета, написанного маслом на доске в 1543–1544 годах. Картина вошла в экспозицию в Алкмаре. Теперь считается, что на ней первая жена художника Мари Якобсдр де Конинк.

Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Франса Халса.  Фото: Frans Hals Museum
Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Франса Халса.
Фото: Frans Hals Museum

Путешествие в Рим навсегда изменило почерк ван Хемскерка, но и прежде он создавал замечательные работы. В «Муже скорбей» (1532) сюжет, обычно трактовавшийся в формате небольшой сцены, переосмыслен в виде монументального изображения страданий Христовых. Кульминацией этого доримского периода стала картина «Святой Лука пишет образ Девы Марии» на сюжет византийской легенды, где евангелист представлен в роли художника. Она была создана в 1532 году и состояла из двух отдельных крупноформатных панелей; на одной была изображена Богоматерь с резвым младенцем Христом, на второй — пожилой Лука, трудящийся над своей картиной. Через полвека панели были объединены в одну огромную картину. В ходе недавней реставрации ее снова разделили на два произведения. Обработка обнаружила светлый серо-голубой фон, добавивший пространству глубину. Кристи Клинкерт, старший куратор отдела старых мастеров Музея Франса Халса и куратор алкмарской части выставки, называет их центральными вещами в экспозиции.

Мартен ван Хемскерк. «Бельведерский торс». 1532-1536.  Фото: Staatliche Museen zu Berlin
Мартен ван Хемскерк. «Бельведерский торс». 1532-1536.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin

Ван Хемскерк использовал проведенные в Риме годы предельно эффективно, создав почти 200 рисунков, большая часть которых сейчас находится в коллекции Берлинского гравюрного кабинета. Ряд из них прибыл в Нидерланды, в том числе выполненный пером коричневыми чернилами набросок «Бельведерского торса» (1532–1536) — фрагмента античной скульптуры, оказавшего колоссальное влияние на Микеланджело и других художников.

Вернувшись в Харлем в 1537 году, Мартен ван Хемскерк на протяжении всей дальнейшей жизни использовал и перерабатывал увиденное и созданное в Италии. Влияние этих лет рассматривается через «Автопортрет с Колизеем» (1553) из Музея Фицуильяма в Кембридже. Помещая себя на передний план, художник превращает Рим в своего рода грезу, в которой возвышающийся Колизей служит символом быстротечности времени.

Мартен ван Хемскерк. «Автопортрет с Колизеем». 1553 Фото: Fitzwilliam Museum
Мартен ван Хемскерк. «Автопортрет с Колизеем». 1553
Фото: Fitzwilliam Museum

После возвращения на родину ван Хемскерк создавал офорты и гравюры совместно с Дирком Фолькерцем Корнхертом из Амстердама, настоящим человеком эпохи Возрождения: печатником, теологом, нотариусом и политиком. Музей Тейлора представляет плоды этого сотрудничества, в том числе такие работы, как «Дьявол наполняет человеческое сердце желанием мирских вещей» (1550), которая экспонируется вместе с вдохновившим ее оригинальным рисунком ван Хемскерка. Этот офорт представляет саркастический и зловещий взгляд на труд художника: на нем дьявол держит в руках палитру и покрывает человеческое сердце символами разных пороков.

Большим поклонником гравюр ван Хемскерка был Рембрандт. Но в новом нидерландском искусстве, сложившемся при жизни Рембрандта, не было места стилю Высокого Возрождения, определившему творчество его предшественника. По словам Вельдмана, который называет эпоху формирования нидерландского канона «этим чертовым золотым веком», коровы, луга и натюрморты, доминировавшие в голландском искусстве XVII века и по-прежнему считающиеся национальным символом Нидерландов, «все испортили» для мастеров, работавших в такой манере, как ван Хемскерк. Экспозиция в Музее Тейлора расскажет о влиянии ван Хемскерка на живопись золотого века, в числе прочего через офорты Рембрандта, источником вдохновения для которых послужили работы харлемского художника. 

Музей Франса Халса
Музей Тейлора
Городской музей Алкмара
«Мартен ван Хемскерк»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+