18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Мартена ван Хемскерка: забыть нельзя вспомнить

Мартен ван Хемскерк. «Святой Лука пишет образ Девы Марии». 1532 Фото: Frans Hals Museum
Мартен ван Хемскерк. «Святой Лука пишет образ Девы Марии». 1532
Фото: Frans Hals Museum
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставки сразу на трех площадках в Нидерландах знакомят с заново открытым творчеством голландца XVI века, прославившегося религиозными и мифологическими сюжетами

Когда-то Мартен ван Хемскерк (1498–1574) был крупной фигурой, но шли годы, и обстоятельства складывались против него. Художник прославился сценами на религиозные и мифологические сюжеты, был благочестивым католиком и прожил достаточно долгую жизнь, чтобы стать свидетелем начавшегося в 1540-х годах обращения его родных Северных Нидерландов в протестантизм. К 1560-м его экстравагантные работы в итальянском стиле либо погибли, либо были разбросаны по стране волной кальвинистского иконоборчества. В XVII веке, когда вездесущие ландшафты и жанровые сцены формировали знакомый нам сегодня облик нидерландской живописи, имя ван Хемскерка постепенно забыли.

Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Тейлора.  Фото: Teylers Museum
Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Тейлора.
Фото: Teylers Museum

Художника начали заново открывать в 1980-х. И вот сейчас, в год 450-летия со дня смерти ван Хемскерка, его статус подтверждает выставка 130 произведений сразу в трех музеях.

О первых десятилетиях карьеры художника вплоть до отъезда в Рим в 1532 году рассказывает экспозиция в Музее Франса Халса в Харлеме, где Мартен ван Хемскерк учился и впоследствии работал. В нескольких минутах ходьбы от него, в муниципальном Музее Тейлора, представлено более 60 гравюр ван Хемскерка, в том числе популярная серия «Чудеса света».

Выставка «Мартен ван Хемскерк». Городской музей Алкмара.  Фото: Stedelijk Museum Alkmaar
Выставка «Мартен ван Хемскерк». Городской музей Алкмара.
Фото: Stedelijk Museum Alkmaar

А в 30 км к северу от Харлема, в Городском музее Алкмара, открыта экспозиция, посвященная четырем годам, которые художник прожил в Италии, и влиянию на его творчество Вечного города и творившего в нем Микеланджело.

Трехчастная выставка — плод многолетнего изучения творчества ван Хемскерка, самый значительный вклад в которое внес нидерландский исследователь Илья Вельдман. Ему удалось установить личность ряда моделей художника, в том числе женщины с портрета, написанного маслом на доске в 1543–1544 годах. Картина вошла в экспозицию в Алкмаре. Теперь считается, что на ней первая жена художника Мари Якобсдр де Конинк.

Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Франса Халса.  Фото: Frans Hals Museum
Выставка «Мартен ван Хемскерк». Музей Франса Халса.
Фото: Frans Hals Museum

Путешествие в Рим навсегда изменило почерк ван Хемскерка, но и прежде он создавал замечательные работы. В «Муже скорбей» (1532) сюжет, обычно трактовавшийся в формате небольшой сцены, переосмыслен в виде монументального изображения страданий Христовых. Кульминацией этого доримского периода стала картина «Святой Лука пишет образ Девы Марии» на сюжет византийской легенды, где евангелист представлен в роли художника. Она была создана в 1532 году и состояла из двух отдельных крупноформатных панелей; на одной была изображена Богоматерь с резвым младенцем Христом, на второй — пожилой Лука, трудящийся над своей картиной. Через полвека панели были объединены в одну огромную картину. В ходе недавней реставрации ее снова разделили на два произведения. Обработка обнаружила светлый серо-голубой фон, добавивший пространству глубину. Кристи Клинкерт, старший куратор отдела старых мастеров Музея Франса Халса и куратор алкмарской части выставки, называет их центральными вещами в экспозиции.

Мартен ван Хемскерк. «Бельведерский торс». 1532-1536.  Фото: Staatliche Museen zu Berlin
Мартен ван Хемскерк. «Бельведерский торс». 1532-1536.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin

Ван Хемскерк использовал проведенные в Риме годы предельно эффективно, создав почти 200 рисунков, большая часть которых сейчас находится в коллекции Берлинского гравюрного кабинета. Ряд из них прибыл в Нидерланды, в том числе выполненный пером коричневыми чернилами набросок «Бельведерского торса» (1532–1536) — фрагмента античной скульптуры, оказавшего колоссальное влияние на Микеланджело и других художников.

Вернувшись в Харлем в 1537 году, Мартен ван Хемскерк на протяжении всей дальнейшей жизни использовал и перерабатывал увиденное и созданное в Италии. Влияние этих лет рассматривается через «Автопортрет с Колизеем» (1553) из Музея Фицуильяма в Кембридже. Помещая себя на передний план, художник превращает Рим в своего рода грезу, в которой возвышающийся Колизей служит символом быстротечности времени.

Мартен ван Хемскерк. «Автопортрет с Колизеем». 1553 Фото: Fitzwilliam Museum
Мартен ван Хемскерк. «Автопортрет с Колизеем». 1553
Фото: Fitzwilliam Museum

После возвращения на родину ван Хемскерк создавал офорты и гравюры совместно с Дирком Фолькерцем Корнхертом из Амстердама, настоящим человеком эпохи Возрождения: печатником, теологом, нотариусом и политиком. Музей Тейлора представляет плоды этого сотрудничества, в том числе такие работы, как «Дьявол наполняет человеческое сердце желанием мирских вещей» (1550), которая экспонируется вместе с вдохновившим ее оригинальным рисунком ван Хемскерка. Этот офорт представляет саркастический и зловещий взгляд на труд художника: на нем дьявол держит в руках палитру и покрывает человеческое сердце символами разных пороков.

Большим поклонником гравюр ван Хемскерка был Рембрандт. Но в новом нидерландском искусстве, сложившемся при жизни Рембрандта, не было места стилю Высокого Возрождения, определившему творчество его предшественника. По словам Вельдмана, который называет эпоху формирования нидерландского канона «этим чертовым золотым веком», коровы, луга и натюрморты, доминировавшие в голландском искусстве XVII века и по-прежнему считающиеся национальным символом Нидерландов, «все испортили» для мастеров, работавших в такой манере, как ван Хемскерк. Экспозиция в Музее Тейлора расскажет о влиянии ван Хемскерка на живопись золотого века, в числе прочего через офорты Рембрандта, источником вдохновения для которых послужили работы харлемского художника. 

Музей Франса Халса
Музей Тейлора
Городской музей Алкмара
«Мартен ван Хемскерк»
До 19 января

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+