Когда-то Мартен ван Хемскерк (1498–1574) был крупной фигурой, но шли годы, и обстоятельства складывались против него. Художник прославился сценами на религиозные и мифологические сюжеты, был благочестивым католиком и прожил достаточно долгую жизнь, чтобы стать свидетелем начавшегося в 1540-х годах обращения его родных Северных Нидерландов в протестантизм. К 1560-м его экстравагантные работы в итальянском стиле либо погибли, либо были разбросаны по стране волной кальвинистского иконоборчества. В XVII веке, когда вездесущие ландшафты и жанровые сцены формировали знакомый нам сегодня облик нидерландской живописи, имя ван Хемскерка постепенно забыли.
Художника начали заново открывать в 1980-х. И вот сейчас, в год 450-летия со дня смерти ван Хемскерка, его статус подтверждает выставка 130 произведений сразу в трех музеях.
О первых десятилетиях карьеры художника вплоть до отъезда в Рим в 1532 году рассказывает экспозиция в Музее Франса Халса в Харлеме, где Мартен ван Хемскерк учился и впоследствии работал. В нескольких минутах ходьбы от него, в муниципальном Музее Тейлора, представлено более 60 гравюр ван Хемскерка, в том числе популярная серия «Чудеса света».
А в 30 км к северу от Харлема, в Городском музее Алкмара, открыта экспозиция, посвященная четырем годам, которые художник прожил в Италии, и влиянию на его творчество Вечного города и творившего в нем Микеланджело.
Трехчастная выставка — плод многолетнего изучения творчества ван Хемскерка, самый значительный вклад в которое внес нидерландский исследователь Илья Вельдман. Ему удалось установить личность ряда моделей художника, в том числе женщины с портрета, написанного маслом на доске в 1543–1544 годах. Картина вошла в экспозицию в Алкмаре. Теперь считается, что на ней первая жена художника Мари Якобсдр де Конинк.
Путешествие в Рим навсегда изменило почерк ван Хемскерка, но и прежде он создавал замечательные работы. В «Муже скорбей» (1532) сюжет, обычно трактовавшийся в формате небольшой сцены, переосмыслен в виде монументального изображения страданий Христовых. Кульминацией этого доримского периода стала картина «Святой Лука пишет образ Девы Марии» на сюжет византийской легенды, где евангелист представлен в роли художника. Она была создана в 1532 году и состояла из двух отдельных крупноформатных панелей; на одной была изображена Богоматерь с резвым младенцем Христом, на второй — пожилой Лука, трудящийся над своей картиной. Через полвека панели были объединены в одну огромную картину. В ходе недавней реставрации ее снова разделили на два произведения. Обработка обнаружила светлый серо-голубой фон, добавивший пространству глубину. Кристи Клинкерт, старший куратор отдела старых мастеров Музея Франса Халса и куратор алкмарской части выставки, называет их центральными вещами в экспозиции.
Ван Хемскерк использовал проведенные в Риме годы предельно эффективно, создав почти 200 рисунков, большая часть которых сейчас находится в коллекции Берлинского гравюрного кабинета. Ряд из них прибыл в Нидерланды, в том числе выполненный пером коричневыми чернилами набросок «Бельведерского торса» (1532–1536) — фрагмента античной скульптуры, оказавшего колоссальное влияние на Микеланджело и других художников.
Вернувшись в Харлем в 1537 году, Мартен ван Хемскерк на протяжении всей дальнейшей жизни использовал и перерабатывал увиденное и созданное в Италии. Влияние этих лет рассматривается через «Автопортрет с Колизеем» (1553) из Музея Фицуильяма в Кембридже. Помещая себя на передний план, художник превращает Рим в своего рода грезу, в которой возвышающийся Колизей служит символом быстротечности времени.
После возвращения на родину ван Хемскерк создавал офорты и гравюры совместно с Дирком Фолькерцем Корнхертом из Амстердама, настоящим человеком эпохи Возрождения: печатником, теологом, нотариусом и политиком. Музей Тейлора представляет плоды этого сотрудничества, в том числе такие работы, как «Дьявол наполняет человеческое сердце желанием мирских вещей» (1550), которая экспонируется вместе с вдохновившим ее оригинальным рисунком ван Хемскерка. Этот офорт представляет саркастический и зловещий взгляд на труд художника: на нем дьявол держит в руках палитру и покрывает человеческое сердце символами разных пороков.
Большим поклонником гравюр ван Хемскерка был Рембрандт. Но в новом нидерландском искусстве, сложившемся при жизни Рембрандта, не было места стилю Высокого Возрождения, определившему творчество его предшественника. По словам Вельдмана, который называет эпоху формирования нидерландского канона «этим чертовым золотым веком», коровы, луга и натюрморты, доминировавшие в голландском искусстве XVII века и по-прежнему считающиеся национальным символом Нидерландов, «все испортили» для мастеров, работавших в такой манере, как ван Хемскерк. Экспозиция в Музее Тейлора расскажет о влиянии ван Хемскерка на живопись золотого века, в числе прочего через офорты Рембрандта, источником вдохновения для которых послужили работы харлемского художника.
Музей Франса Халса
Музей Тейлора
Городской музей Алкмара
«Мартен ван Хемскерк»
До 19 января