18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великий «Художественный»

Главный зал кинотеатра.  Фото: электротеатр «Художественный»
Главный зал кинотеатра.
Фото: электротеатр «Художественный»
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Один из старейших кинотеатров мира отмечает 115-летие и ждет верных поклонников кино на фестиваль в честь своего дня рождения

В Москве существует много исторических институций, сохранившихся еще с дореволюционных времен. Музеи, университеты, академии, архитектурные памятники — наследие прошлого раскрывается по-новому, сохраняя традиции в современном контексте. Среди подобных примеров особняком стоит легендарный электротеатр «Художественный», вновь распахнувший свои двери весной 2021 года после масштабной семилетней реставрации и реновации.

Один из старейших кинотеатров мира, «Художественный» был открыт в 1909 году. Момент был выбран удачный: в тот год было выпущено по меньшей мере 20 немых кинолент русского производства, в том числе первый цветной (раскрашенный от руки) короткометражный фильм «Ухарь-купец» по мотивам одноименной песни на стихи Ивана Никитина. «Художественный» стал местом, где проходили важнейшие премьеры (позже — первых звуковых и цветных фильмов), включая «Кино-глаз» Дзиги Вертова и «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна.

Это было первое здание, построенное именно для показа кино, поэтому технически оно было оборудовано максимально прогрессивно для своей эпохи, в том числе с точки зрения безопасности (старая кинопленка легко воспламенялась). Автором архитектурного проекта стал Николай Благовещенский, но через четыре года за перестройку здания взялся знаменитый Федор Шехтель.

Главное фойе кинотеатра.  Фото: электротеатр «Художественный»
Главное фойе кинотеатра.
Фото: электротеатр «Художественный»

Именно на его оригинальные чертежи ориентировались реставраторы, возрождая кинотеатр уже в XXI веке. В ходе работ были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театръ», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны. По эскизам архитектора также воссоздали фонари, освещающие главный вход.

На фасаде теперь расположена электронная афиша, не нарушающая исторический облик здания. Она заняла то же место, где в прошлом размещались знаменитые афиши «Художественного». В фойе специалисты вернули к жизни частично сохранившийся потолочный карниз и фриз. А вот лестница в фойе — новая архитектурная деталь, спроектированная каталонским бюро Lázaro Rosa-Violán. Узнать все тонкости глобальной реставрации и в целом истории кинотеатра можно на регулярных экскурсиях.

В возрожденном «Художественном» четыре зала разных размеров: самый большой — на 474 места, два малых — по 46 мест и один камерный, рассчитанный на 21 зрителя. Все залы оборудованы аудиосистемой Dolby Atmos и высококонтрастными лазерными кинопроекторами Barco. Помимо тех, что установлены в «Художественном», в мире существует всего 17 аналогичных проекторов. А для поклонников классики есть возможность насладиться шедеврами на пленке 35 мм.

Лестница в фойе, спроектированная бюро Lázaro Rosa-Violán.  Фото: электротеатр «Художественный»
Лестница в фойе, спроектированная бюро Lázaro Rosa-Violán.
Фото: электротеатр «Художественный»

Обновленный «Художественный» за последние три с половиной года стал не просто местом, где можно увидеть очередную премьеру, но единственным в своем роде кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с продуманным институциональным подходом и кураторской программой. Эту концепцию дополняют опции для комфортного и разнообразного времяпрепровождения в стенах электротеатра. Так, в южном фойе расположен камерный филиал Библиотеки имени Н.А.Некрасова, где представлена специальная подборка изданий о кино, театре, музыке и архитектуре. Весомый вклад в эту коллекцию внес итальянский модный Дом Gucci — безвозмездно передал «Художественному» собрание любимых книг бывшего креативного директора бренда Алессандро Микеле и серию альбомов, выпущенных в сотрудничестве с художниками и друзьями Дома.

Провести время перед началом или после сеансов и мероприятий можно в ресторане современной русской кухни Niki, кофейне Eleven или баре Eisen прямо в стенах кинотеатра.

Отдельного внимания заслуживают проекты, которые команда обновленного «Художественного» во главе с программным директором Стасом Тыркиным реализовала за последние несколько лет. Например, в сотрудничестве с Итальянским институтом культуры были организованы показы классических итальянских комедий 1950–1970-х годов и ретроспектива фильмов Федерико Феллини. А совместно с Французским институтом в России прошло несколько ретроспективных показов ключевых картин французского кинематографа ХХ века, а также фильмов знаковых французских режиссеров Жан-Пьера Мельвиля и Жан-Люка Годара. Особая любовь к французским творцам чувствуется и в других мероприятиях. В их числе серия показов, посвященных легендарному французскому режиссеру «новой волны» Франсуа Трюффо. Традиционным весенним событием для кинотеатра стал Кинофестиваль франкофонии, где зрители могут познакомиться с лентами разных жанров из Бельгии, Канады, Люксембурга, Франции и Швейцарии.

Фойе перед малыми залами.  Фото: электротеатр «Художественный»
Фойе перед малыми залами.
Фото: электротеатр «Художественный»

В 2021 году, знаменуя новую веху в истории знакового места, был создан еще один собственный кинофестиваль, который ежегодно проходит в ноябре — в честь дня рождения «Художественного». Он знакомит публику с фильмами — участниками главных международных кинофестивалей и новыми работами российских авторов. В этом году фестиваль проходит с 13 по 17 ноября. Его откроет новая картина Андреа Арнольд «Птица» — бунтарское драмеди с Барри Кеоганом и Францем Роговским в главных ролях. Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2024 году, где картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».

Среди других фестивальных новинок — драматический триллер с Юрой Борисовым «Кончится лето», взявший Гран-при фестиваля «Маяк» 2024 года, поэтичная мелодрама «Эра» Вениамина Илясова с Марианной Шульц в главной роли, ставшая победителем первого фестиваля молодого кино «Новое движение».

Также программу украсят две классические киноленты разных периодов: компиляция отреставрированных работ Ман Рэя «Возвращение к разуму» с саундтреком группы Джима Джармуша и мюзикл конца 1960-х «Девушки из Рошфора» с Катрин Денёв в главной роли. Все показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами.

После премьеры фильма «Кончится лето» 15 ноября в фойе большого зала состоится вечеринка со специальным диджей-сетом от московского проекта Софьи Озеровой и Светланы Ильевской Ozero Sveta.

Также во время фестиваля состоится серия экскурсий «Федор Шехтель: между чертежной доской и бокалом шампанского» — премьера новой тематической прогулки по кинотеатру, подготовленной совместно с Ultima Яндекс Go.

Билеты на фестиваль в честь дня рождения кинотеатра можно приобрести на официальном сайте «Художественного».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+