В зале «Электротеатра „Станиславский“» собрались все причастные к первой, но определенно не последней книге, составленной из материалов The Art Newspaper Russia и посвященной современным художникам. Включая тех, кого уже нет на этом свете, но они остались рядом — в своих произведениях и высказываниях. Вот Илья Кабаков с блокнотом в руках смотрит куда-то вдаль, а Оскар Рабин — прямо в глаза, если не в душу. Большие фотографии героев книги, разместившиеся на стенах зала, создали эффект присутствия художников здесь и сейчас. И в то же время отразили задачу проекта, презентацию которого поддержал партнер газеты, компания MR Group, которая недавно закончила работу над жилым кварталом в долине реки Сетунь, чья архитектура вдохновлена эстетикой русского авангарда, а башни напоминают знаменитые архитектоны Малевича. Все напечатанные в технике шелкографии снимки — в красных тонах, словно мы находимся в фотостудии, где проявляем только что отснятую пленку. Издание представляет собой хронику нашей художественной жизни за десятилетие. В каждом из 25 интервью герой как бы проявляется, не только обнажая идеи, вложенные в произведения, но и показывая характер, интересы за пределами творчества, чувство юмора и взгляды на мир. И они ценны для нас, как драгоценности. Эта метафора проявилась в театральном пространстве выставкой ювелирных украшений партнера вечера — компании SHIPHRA. Созданные в лабораторных условиях бриллианты и рубины чуть не стали участниками перформанса: один из героев книги, художник Константин Звездочетов, пытался попробовать их на вкус.
Кстати, вкусности тоже стали частью визуального пространства благодаря еще одному партнеру — компании Елены Смирновой Smile Event Catering, которая украсила фуршетный стол оригинальными конструкциями из красных яблок и печений-ракушек (прямо как на картине Боттичелли «Рождение Венеры») в тех же, фирменных цветах газеты. Спектакль-перформанс, подготовленный к презентации Мастерской Брусникина (режиссер Алексей Мартынов, драматург Егор Зайцев, композитор Родион Аверьянов, продюсер Виктория Шарикова, костюмы — Алина Голод), тоже был решен в оттенках красного и белого. Но, прежде чем актеры появились на сцене, чтобы оживить книгу, свое слово сказали три женщины, аккумулировавшие издательский проект The Art Newspaper Russia. Директор газеты и руководитель проекта Татьяна Сахокия была краткой: она поблагодарила руководство электротеатра, художественного руководителя Бориса Юхананова и директора Ирину Золину, и всю команду и передала слово издателю Ольге Ярутиной, которой и принадлежит идея собрать материалы из газеты в серию книг. Следующие тома будут посвящены другим важным фигурам арт-мира: коллекционерам, директорам музеев, реставраторам и галеристам. В фокусе первого — художники, наши современники.
«Меня всегда интересовали архивные печатные материалы. По ним можно понять, чем жило общество в том или ином времени. Такой же интерес я проявила ĸ архивам газеты в начале своей издательской деятельности. И это увлеĸательное путешествие в ту жизнь, мое знакомство с главными событиями и ведущими деятелями арт-сцены, повлеĸло желание создать эту ĸнигу. Почему это важно? Во-первых, интересно, что волновало художниĸа в определенном году. Во-вторых, это удобно — иметь ĸнигу с интересными материалами. В-третьих, это преĸрасный повод увидеться — пожелать всем добра, пойти домой и почитать, ĸаĸ все было, за чашĸой чая», — сказала Ольга Ярутина, не забыв в финале всех причастных к организации вечера, в особенности дизайнера книги Анну Наумову.
Главный редактор газеты Милена Орлова добавила к словам Ольги Ярутиной весомое пояснение, обозначенное и во вступительном слове к изданию: «Мы решили начать с художников. Слово „современные“ в данном случае понимается самым простым способом: это люди, живущие с нами в одно время. Мы не выстраиваем никаких иерархий: что сейчас самое прогрессивное, а что стало классикой. Задача этой книги — нарисовать живую картину художественного процесса, где одновременно существуют разные слои, группы, направления, идеи, поколения».
А дальше — свет потух, задник сцены зажегся красным. Перед художниками, галеристами, коллекционерами и арт-журналистами появились актеры: Анжелика Катышева, Михаил Мещеряков, Андрей Минеев, Константин Мирошников, Алина Рачковская, Ксения Чигина. За их спинами на светящихся панелях то и дело возникали имена художников и журналистов, чьи тексты транслировали брусникинцы. Выдержки из 25 интервью в их оригинальной интерпретации превратились в круговорот философии, мыслей, шуток, любопытных деталей того, как рождались произведения, к этому моменту уже почти ставшие классикой. Так, художник Татьяна Арзамасова, когда-то отвечая на вопрос корреспондента Людмилы Луниной, рассказала, что идея «Пира Трималхиона» родилась во время отдыха в роскошном египетском отеле, на стены которого были скопированы росписи из усыпальниц в Долине Царей, изображающие пеленание мумий. Это напомнило художникам группы АЕS+F современный массаж, породив параллель между культом удовольствия и культом смерти. А особенно залу понравился эпизод из интервью Павла Пепперштейна Екатерине Вагнер, где он переиначил строки Корнея Чуковского на свой лад: «Одеяло убивало, убивала простыня, и подушка, как лягушка, кровь сосала из меня».
Бодрая и игривая нарезка интервью вышла не столько цитатником, прямым переложением газетных материалов, сколько взглядом читателя из сего дня на художественный процесс последнего десятилетия. Документ времени превратился в самостоятельное произведение, его авторы выделили для себя фрагменты, которые их задели, воодушевили, заинтриговали, рассмешили, заставили задуматься. Испытать катарсис. Именно этим высвобождающим эмоции словом Мастерская Брусникина закончила свое прочтение: оно крупными буквами появилось на заднике-экране после получасового погружения зрителей в материал.
Публика, впрочем, не спешила расходиться. Прекрасным поводом увидеться она воспользовалась, чтобы обсудить текущие проекты, поболтать за жизнь и вспомнить былое. Платон Инфанте, подписывая на память книгу у Константина Звездочетова, например, живо вспоминал, как познакомился с ним, когда был ребенком, а Екатерина Вагнер анонсировала друзьям читку своей пьесы, намеченную на весну. Кажется, за фуршетными столиками штрихами наметились пара-тройка новых проектов.