18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семейный дом, оставшийся без жильцов, но с нетронутым антуражем

Интерьеры особняка были созданы преимущественно до Великой французской революции, а перенесены туда волей и вкусом владельца.  Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Интерьеры особняка были созданы преимущественно до Великой французской революции, а перенесены туда волей и вкусом владельца.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Парижский Музей Ниссима де Камондо стал одним из героев воображаемой переписки. Эдмунд де Вааль, автор «Писем к Камондо», протягивает связующую нить из сегодняшнего дня к событиям первой половины ХХ века

Наблюдательный парижский фланер конца «прекрасной эпохи» (впрочем, и наших дней), оказавшись возле дома № 63 по Рю де Монсо, непременно сравнил бы его изящный лаконичный фасад со славным идейным предшественником — версальским Малым Трианоном. Действительно, построивший в 1912 году этот особняк Рене Сержан ориентировался на архитектуру французского Просвещения. А если бы фланер зашел внутрь, то быстро бы понял, что очутился в изобретательно устроенной механической шкатулке. Со стороны парка Монсо прямой фасад превращается в два крыла, обрамляющие коринфскую колоннаду. Выходя на парк, дом обретает еще один, нижний этаж с кухней и прачечной. Интерьеры особняка были созданы преимущественно до Великой французской революции, а перенесены туда волей и вкусом владельца.

Дом № 63, Рю де Монсо, Париж. 2007.  Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Дом № 63, Рю де Монсо, Париж. 2007.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

Район вокруг тоже незаурядный. Современный вид он начал приобретать с 1860-х годов, когда там стали селиться «финансовая верхушка» и «цвет еврейской колонии». Это были настоящие наследники эпохи Просвещения: и учтивостью, и церемонностью, и элегантным гурманством, и культуроцентричностью разговоров. Дом № 63 занимала семья банкиров Камондо, происходивших из Константинополя, где им принадлежал каменный дом в Галате, на берегу Босфора, да и немалая часть Галаты в придачу. За услуги, оказанные Савойскому дому в деле объединения Италии, семейство Камондо удостоилось дворянского титула. Переселившийся в Париж в 1869 году Ниссим Камондо был внимателен к обстановке: часы в анфиладе украшают бронзовые фигуры — символы Процветания; в потолочных кессонах изображены аллегории Науки, Трудолюбия и Триумфа Цивилизации; на старинных фламандских гобеленах вытканы ветхозаветные сюжеты. Но это был еще старый дом.

Моисей де Камондо и его сын, лейтенант Ниссим де Камондо, летом 1916 г. в саду дома No 63 на рю де Монсо. 1916. Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Моисей де Камондо и его сын, лейтенант Ниссим де Камондо, летом 1916 г. в саду дома No 63 на рю де Монсо. 1916.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

А нынешний выстроил сын Ниссима — Моисей Камондо. Он смолоду прекрасно разбирался в семейном бизнесе, свободно говорил на основных европейских языках, владел автомобильным парком, прекрасно держался в седле и любил охоту, носил таинственную глазную повязку (последствие несчастного случая как раз на охоте). В общем, Моисей Камондо был победителем в жизни. Он коллекционировал маркетри, а эта техника инкрустации мебели шпоном позволяет до неузнаваемости менять облик предметов. Вот так и Камондо постепенно и неуклонно менял облик окружающего его камерного мира. Его коллекционерские усилия достигли и Советской России, где он приобрел серебряный сервиз Екатерины Великой работы Николя Ретье.

Тем не менее история семьи Камондо трагична. Почему с таким тщанием выстроенное и собранное родовое гнездо уже через год после смерти хозяина — в 1936 году — превратилось в музейное пространство (Музей Ниссима де Камондо — филиал Музея декоративных искусств)? У Моисея было двое детей — сын Ниссим и дочь Беатрис — от довольно скоро распавшегося брака. И вот молодой, еще не женатый Ниссим стал военным авиатором и в 1917 году погиб в бою. Фамилия пресеклась. Тогда Моисей Камондо решил остановить время (в некотором смысле) и увековечить память о своей семье, создав музей, названный по именам отца и сына, которых он пережил.

Беатрис де Камондо и ее брат Ниссим, погибший в воздушном бою в 1917 году. Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Беатрис де Камондо и ее брат Ниссим, погибший в воздушном бою в 1917 году.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

Увы, несчастья семьи не прекратились. Дочь Беатрис, ее муж Леон Рейнах, один из соседей по кварталу Монсо, и оба их ребенка были уничтожены в нацистских конц­лагерях. Из всей семьи уцелела только бывшая жена Моисея Камондо Ирен Сампьери, урожденная Каэн д’Анвер, которую еще в 1880 году обессмертил Ренуар, написавший портрет девочки с голубым бантом. Холст был вывезен из Франции оперативным штабом рейхсляйтера Розенберга, находился в собрании Германа Геринга, но в итоге его возвратили Ирен.

Интерьеры парижского Музея Ниссима де Камондо создают эффект «остановленного времени»: здесь все на тех же местах, что и при жизни владельца особняка. Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris
Интерьеры парижского Музея Ниссима де Камондо создают эффект «остановленного времени»: здесь все на тех же местах, что и при жизни владельца особняка.
Фото: Jean-Marie del Moral/Musée Nissim de Camondo/MAD, Paris

Что касается коллекции Музея Ниссима де Камондо, то ее, по счастью, не разграбили в годы немецкой оккупации. Она была передана Музею декоративных искусств и не могла рассматриваться как «еврейская собственность», подлежащая конфискации по новым, варварским законам. Наиболее ценную часть спрятали в замке Талейранов — Перигоров. Таким образом, любознательный парижский фланер, переступив порог дома № 63 по Рю де Монсо, найдет «утраченное время»: обстановку, коллекции, архив семьи Камондо. Музей можно назвать мемориалом несбывшихся надежд.

Эдмунд де Вааль. «Письма к Камондо» / Пер. с англ. Т. Азаркович. М.: Книжники, 2024. 232 с., ил.
Эдмунд де Вааль. «Письма к Камондо» / Пер. с англ. Т. Азаркович. М.: Книжники, 2024. 232 с., ил.

Истории дома и его обитателей посвящена книга искусствоведа, художника-керамиста Эдмунда де Вааля. Он потомок других соседей Камондо — банкиров Эфрусси, которые тогда же поселились в Париже, только родом были не из Константинополя, а из Одессы. Де Вааль выбрал для своего повествования не вполне обычную форму: главы его книги — это письма, адресованные покойному Моисею Камондо. Быть может, таким способом автор хотел подчеркнуть неразрывную, несмотря ни на какие вселенские трагедии, связь времен и эпох. Нет смерти там, где еще остаются культура и искусство.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+