18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иглу, деревья и лед: арте повера и его наследие

Марио Мерц. «Che fare?». 1968.  Фото: Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea (Turin) / Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris/!Adagp, Paris
Марио Мерц. «Che fare?». 1968.
Фото: Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea (Turin) / Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris/!Adagp, Paris
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Ради возможности создать грандиозную экспозицию, посвященную одному из главных течений в современном итальянском искусстве — арте повера, прославленный куратор Каролин Христов-Бакарджиев отложила выход на пенсию

Выдающийся итало-американский куратор Каролин Христов-Бакарджиев вспоминает, как в начале 2000-х летела на одном самолете с итальянским художником Эмилио Прини. Прини был вне себя. Один из 13 художников, работавших с листьями и деревьями, с дыханием и распадом, из наблюдений за творчеством которых у арт-критика Джермано Челанта в 1967 году родился термин «арте повера», четыре десятилетия спустя Прини продолжал активно творить. Но арт-истеблишмент того времени, жаловался он, интересовали только его работы, созданные, когда автору еще не было и 30.

Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.  Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection
Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.
Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection

Христов-Бакарджиев хорошо понимала фрустрацию Прини. «Сказать группе художников, которые верят в жизнь, в обмен энергией, в бытие здесь и сейчас, в феноменологический опыт присутствия и в телесное присутствие, — сказать им „мы экспонируем ваши работы только до 1972 года“ — полное безумие», — говорит она.

В 2023 году Христов-Бакарджиев, которая, как куратор, всегда занималась популяризацией арте повера, покинула пост директора Музея современного искусства в замке Риволи в Турине — городе, который фактически является родиной этого течения. Но, когда директор парижской Торговой биржи Эмма Лавинь пригласила ее на роль куратора большой экспозиции, выстроенной вокруг произведений арте повера из коллекции Франсуа Пино, она без раздумий отложила свой выход на пенсию.

Пьер Паоло Кальцолари. Il!mio!letto così come deve essere. 1968.  Фото: White Cube Gallery (Londres)/Ben Westoby/!Adagp, Paris
Пьер Паоло Кальцолари. Il!mio!letto così come deve essere. 1968.
Фото: White Cube Gallery (Londres)/Ben Westoby/!Adagp, Paris

Можно сказать, что выставка, открывшаяся в октябре в Торговой бирже, восстанавливает справедливость по отношению к художникам. В нее вошли и такие новые работы, как проекция Джованни Ансельмо из серии «Деталь», завершенная незадолго до его смерти в декабре 2023 года, и другие, ранее не экспонировавшиеся вещи или нереализованные замыслы, в том числе неоновые цифры «Последовательности Фибоначчи» Марио Мерца, идущие по фасаду здания. Кроме того, представлены многочисленные первые версии: первый вариант «Направления» Ансельмо, первое иглу Мерца, первое скульптурное дерево Джузеппе Пеноне и первая ледяная скульптура Пьера Паоло Кальцолари — произведения, которые, по словам Христов-Бакарджиев, «почти никто не видел».

К пяти десяткам экспонатов из коллекции Пино куратор добавила еще более 200 произведений. В их числе — работы тех, кого можно считать предшественниками арте повера. Например, «Поцелуй» (1907) Константина Бранкузи и этрусская ваза из Лувра. Рядом с ними авторы, которые развивались параллельно и в унисон: это и Уильям Кентридж с тем, что Христов-Бакарджиев называет «анимационе повера» («бедная анимация»), и Дэвид Хэммонс с его ассамбляжами и знаменитым перформансом «Распродажа снежков».

Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.  Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection
Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.
Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection

«Арте повера — это, по сути, особый взгляд на мир, — объясняет Христов-Бакарджиев. — Для него первоочередное значение имеют вопросы о том, что есть произведение искусства и что делает жизнь осмысленной. А произведение искусства — это, разумеется, вовсе не мертвый кусок материала». На полу в фойе установлена работа Марисы Мерц «Без названия» (1997), представляющая собой миниатюрный свинцовый фонтан с крохотной скрипкой из белого парафина в центре (куратор очень надеется, что на нее никто не наступит). Христов-Бакарджиев объясняет, что произведением искусства здесь является вовсе не сама парафиновая скрипка и не свинцовый бассейн, а то, как подвешенный к потолку магнит заставляет воду фонтана изгибаться и падать обратно в форме сердца. «Когда фонтан отключают на ночь, никакого произведения искусства не остается, — говорит она. — Мерц рисует магнитами, Кальцолари — льдом, а Пеноне — временем. И вы видите их искусство, пока находитесь здесь и сейчас».

Торговая биржа — Коллекция Пино
«Арте повера»
До 20 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+