18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Театромания в Выксе: театра уже нет, но страсть к нему осталась

Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Выставка, посвященная усадебному театру промышленника Шепелева, — преамбула к большому исследовательскому проекту, поэтому экспозиция представляет собой фантазию на тему. Но эту фантазию иллюстрирует музейный материал высшего качества

Город Выкса Нижегородской области всегда был хорошо известен людям, связанным с металлургией, и почти неизвестен широкой культурной общественности — вплоть до 2011 года, когда здесь был учрежден ежегодный фестиваль современной культуры. Могло показаться, что у этой инициативы нет никаких исторических корней: мол, обычному промышленному моногороду, каких немало в России, начали вдруг прививать интерес к искусству. На самом деле корни очень даже глубокие, идущие из конца XVIII века, от усадебного театра Ивана Баташева, владельца местного железорудного завода.

Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.  Фото: Музей истории ВМЗ
Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.
Фото: Музей истории ВМЗ

Наибольшего расцвета театр достиг в XIX столетии уже при другом хозяине, Дмитрии Шепелеве, и его наследниках. Одно время, кстати, выксунскими предприятиями управлял отец знаменитого драматурга Александра Сухово-Кобылина, работавшего здесь над пьесой «Свадьба Кречинского». Ее тоже ставили в Выксе.

Усадебный театр — эвфемизм для театра крепостного, так что основу труппы составляли актеры из числа подневольных душ. Но играли хорошо, профессионально, по свидетельствам современников. А еще блистали на этой сцене приглашенные звезды из обеих столиц. Ставились даже оперы, ради чего владельцы усадьбы содержали оркестр. Кончилось дело, правда, разорением хозяев и упразднением театра в 1895 году.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Сейчас по инициативе Ирины Седых, председателя попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», история театра Баташевых — Шепелевых получает новое звучание, в том числе посредством выставки «Театромания», устроенной в местном музее, в Турецком флигеле бывшей усадьбы.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

«Выксунский театр в основном легенда, — рассказала нашему изданию искусствовед Елена Каменская, советник директора ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор выставки «Театромания». — Только сейчас исследование подходит к той черте, когда можно будет преподнести это явление. Наша выставка — преамбула к большому исследовательскому проекту, экспозиция представляет собой, скорее, фантазию на тему. Многое показано на аналогах: репертуар в Выксе нередко копировал столичный, поэтому экспонаты из музеев Москвы и Петербурга вполне уместны и объяснимы. Я рада, что удалось убедить государственные музеи открыть свои фонды и дать редкие вещи».

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Участвуют в выставке действительно гранды: помимо Пушкинского музея, Государственный литературный музей, Музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Театральный музей им. А.А.Бахрушина и ряд других значимых институций, а также частные коллекционеры. Акцент сделан на сценической культуре XVIII–XIX веков, преобладают подлинные экспонаты той эпохи: портреты, эскизы декораций и костюмов, мемориальные предметы. Хотя присутствуют и сегодняшние интерпретации.

«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.  Фото: Музей истории ВМЗ
«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.
Фото: Музей истории ВМЗ

«В сердце экспозиции — „Медиавертеп“ режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова, — говорит Елена Каменская. — Это современная форма средневекового вертепа, городского кукольного театра. Внутри него заключены персонажи — медиаактеры, ставшие участниками фантазийной реконструкции постановок из репертуара выксунского крепостного театра XIX века».  

Музей истории ВМЗ
«Театромания. Хроники усадебного театра»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+