18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Театромания в Выксе: театра уже нет, но страсть к нему осталась

Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент. Фото: Музей истории ВМЗ
Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент.
Фото: Музей истории ВМЗ
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Выставка, посвященная усадебному театру промышленника Шепелева, — преамбула к большому исследовательскому проекту, поэтому экспозиция представляет собой фантазию на тему. Но эту фантазию иллюстрирует музейный материал высшего качества

Город Выкса Нижегородской области всегда был хорошо известен людям, связанным с металлургией, и почти неизвестен широкой культурной общественности — вплоть до 2011 года, когда здесь был учрежден ежегодный фестиваль современной культуры. Могло показаться, что у этой инициативы нет никаких исторических корней: мол, обычному промышленному моногороду, каких немало в России, начали вдруг прививать интерес к искусству. На самом деле корни очень даже глубокие, идущие из конца XVIII века, от усадебного театра Ивана Баташева, владельца местного железорудного завода.

Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.  Фото: Музей истории ВМЗ
Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.
Фото: Музей истории ВМЗ

Наибольшего расцвета театр достиг в XIX столетии уже при другом хозяине, Дмитрии Шепелеве, и его наследниках. Одно время, кстати, выксунскими предприятиями управлял отец знаменитого драматурга Александра Сухово-Кобылина, работавшего здесь над пьесой «Свадьба Кречинского». Ее тоже ставили в Выксе.

Усадебный театр — эвфемизм для театра крепостного, так что основу труппы составляли актеры из числа подневольных душ. Но играли хорошо, профессионально, по свидетельствам современников. А еще блистали на этой сцене приглашенные звезды из обеих столиц. Ставились даже оперы, ради чего владельцы усадьбы содержали оркестр. Кончилось дело, правда, разорением хозяев и упразднением театра в 1895 году.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Сейчас по инициативе Ирины Седых, председателя попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», история театра Баташевых — Шепелевых получает новое звучание, в том числе посредством выставки «Театромания», устроенной в местном музее, в Турецком флигеле бывшей усадьбы.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

«Выксунский театр в основном легенда, — рассказала нашему изданию искусствовед Елена Каменская, советник директора ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор выставки «Театромания». — Только сейчас исследование подходит к той черте, когда можно будет преподнести это явление. Наша выставка — преамбула к большому исследовательскому проекту, экспозиция представляет собой, скорее, фантазию на тему. Многое показано на аналогах: репертуар в Выксе нередко копировал столичный, поэтому экспонаты из музеев Москвы и Петербурга вполне уместны и объяснимы. Я рада, что удалось убедить государственные музеи открыть свои фонды и дать редкие вещи».

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Участвуют в выставке действительно гранды: помимо Пушкинского музея, Государственный литературный музей, Музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Театральный музей им. А.А.Бахрушина и ряд других значимых институций, а также частные коллекционеры. Акцент сделан на сценической культуре XVIII–XIX веков, преобладают подлинные экспонаты той эпохи: портреты, эскизы декораций и костюмов, мемориальные предметы. Хотя присутствуют и сегодняшние интерпретации.

«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.  Фото: Музей истории ВМЗ
«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.
Фото: Музей истории ВМЗ

«В сердце экспозиции — „Медиавертеп“ режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова, — говорит Елена Каменская. — Это современная форма средневекового вертепа, городского кукольного театра. Внутри него заключены персонажи — медиаактеры, ставшие участниками фантазийной реконструкции постановок из репертуара выксунского крепостного театра XIX века».  

Музей истории ВМЗ
«Театромания. Хроники усадебного театра»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+