18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художественная культура на Земле обетованной

Тель-Авивский музей изобразительных искусств.  Фото: Wikimedia Commons
Тель-Авивский музей изобразительных искусств.
Фото: Wikimedia Commons
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Кто именно и при каких обстоятельствах заложил основу современного изобразительного искусства Израиля, рассказано в обзорной книге, которая написана тремя авторами на русском языке — с явной адресацией к новым соотечественникам

Коллективом авторов в книге «Изобразительное искусство и музеи Израиля» предпринята попытка рассказать (на русском языке — что существенно!) об искусстве Израиля, или, точнее, территории, на которой располагается современный Израиль, за последние несколько столетий, начиная с формирования мифа о Святой земле в европейском искусстве Нового времени и заканчивая нынешней арт-практикой здешних институций. Издание весьма своевременное, учитывая наплыв в страну новых русскоязычных граждан. Недавно прибывшим катастрофически не хватает информации не только о текущих культурных событиях, но и более общего понимания того, что предшествовало сегодняшнему положению вещей.

Изобразительное искусство и музеи Израиля / Богуславский С., Эпштейн А.-Д., Эткинд Д.  Иерусалим —  Санкт-Петербург: Еврейское общество поощре­ния художеств; издательство ДЕАН, 2024. 536 с., ил.
Изобразительное искусство и музеи Израиля / Богуславский С., Эпштейн А.-Д., Эткинд Д. Иерусалим — Санкт-Петербург: Еврейское общество поощре­ния художеств; издательство ДЕАН, 2024. 536 с., ил.

По израильским меркам книга роскошная: отпечатана на мелованной бумаге, с большим количеством иллюстраций. По жанру это научпоп: авторы позволяют себе вольности, например, в описании произведений (где-то указывают размеры работ и год создания, а где-то нет), именной указатель малоинформативен, сам текст неровно отредактирован, некоторые второстепенные события сильно раздуты, а другие (например, история Феликса Тикотина и его музея японского искусства в Хайфе или история одного из самых передовых на сегодня АНУ — Музея еврейского народа при Тель-Авивском университете) не упомянуты вовсе.

Тем не менее книга предоставляет богатый материал для размышлений. Глубочайшее уважение вызывают воистину титанические усилия творческой интеллигенции привить культуру социуму, изначально не привыкшему эту самую культуру потреблять.

Тель-Авивский музей изобразительных искусств.  Фото: Wikimedia Commons
Тель-Авивский музей изобразительных искусств.
Фото: Wikimedia Commons

Подвижником был Борис Шац — уроженец Каунаса, ученик скульптора Марка Антокольского, открывший в 1906 году в Иерусалиме школу ремесел «Бецалель». Первые 20 лет школа еле сводила концы с концами. После того как отец-основатель, отправившись в США искать финансовую помощь, неожиданно там умер, школу закрыли, но через пару лет она возродилась и сегодня является главным творческим вузом страны — Академией искусств «Бецалель».

Первый художественный музей на территории нынешнего Израиля возник за 15 лет до провозглашения государства — в 1932 году, стараниями мэра Тель-Авива, уроженца Бессарабии Мэира Дизенгофа, который пожертвовал для этой цели собственный дом. Первым директором тель-авивского музея стал бежавший от фашизма немецкий искусствовед, выпускник Гейдельбергского университета Карл Шварц, который привез с собой 700 книг по искусству и 1,3 тыс. произведений графики, тем самым заложив основу музейной коллекции рисунка. А преемник Шварца, второй директор Ойген Колб, сумел расширить собрание, опираясь на неформальные отношения с европейскими деятелями культуры. Пегги Гуггенхайм, с которой, судя по всему, у директора был роман, в середине 1950-х передала ему 36 работ современных художников, в том числе Андре Массона, Джексона Поллока и Ива Танги.

Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.  Фото: Jewish people museum
Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.
Фото: Jewish people museum

Удивительным было и создание в 1930-е годы единственного в своем роде художественного музея в кибуце Эйн-Харод — детища художника Хаима Атара. Первые работы в коллекцию он покупал на собственные деньги или принимал в дар. Коллеги по кибуцу к его деятельности были равнодушны. «Хаим Атар, ценивший то время, когда он мог рисовать при естественном освещении, был вынужден вечерами и ночами работать в кибуцной столярной мастерской и на кухне, чтобы заслужить право посвящать дневные часы творчеству», — сообщают авторы книги. Сегодня музей, давно занимающий специально построенное для него здание, — гордость страны. Хотя его полный каталог до сих пор не составлен.

Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.  Фото: Jewish people museum
Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.
Фото: Jewish people museum

Судя по книге, искусство Израиля развивается, колеблясь между двумя полюсами: стремлением стать частью глобального мира и поиском собственной идентичности. Когда преобладает первый вектор (а пик этого случился в послевоенные десятилетия), то в стране проходят выставки «Сто лет флагманского искусства» (1954) или «Пятьдесят лет французской живописи» (1953), а Марку Шагалу заказывают гобелены для кнессета. (Шагалу в книге посвящена отдельная глава. Авторов волнует вопрос, почему же самый знаменитый еврейский художник так и не переехал жить в Израиль, хотя ему сулили все блага мира.) Когда же верх берет, что называется, поиск корней, то на первый план выдвигаются не столько пластические достоинства произведений или новаторский язык, сколько локальная проблематика. Именно этот вектор, судя по всему, преобладает сегодня.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+