18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Художественная культура на Земле обетованной

Тель-Авивский музей изобразительных искусств.  Фото: Wikimedia Commons
Тель-Авивский музей изобразительных искусств.
Фото: Wikimedia Commons
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Кто именно и при каких обстоятельствах заложил основу современного изобразительного искусства Израиля, рассказано в обзорной книге, которая написана тремя авторами на русском языке — с явной адресацией к новым соотечественникам

Коллективом авторов в книге «Изобразительное искусство и музеи Израиля» предпринята попытка рассказать (на русском языке — что существенно!) об искусстве Израиля, или, точнее, территории, на которой располагается современный Израиль, за последние несколько столетий, начиная с формирования мифа о Святой земле в европейском искусстве Нового времени и заканчивая нынешней арт-практикой здешних институций. Издание весьма своевременное, учитывая наплыв в страну новых русскоязычных граждан. Недавно прибывшим катастрофически не хватает информации не только о текущих культурных событиях, но и более общего понимания того, что предшествовало сегодняшнему положению вещей.

Изобразительное искусство и музеи Израиля / Богуславский С., Эпштейн А.-Д., Эткинд Д.  Иерусалим —  Санкт-Петербург: Еврейское общество поощре­ния художеств; издательство ДЕАН, 2024. 536 с., ил.
Изобразительное искусство и музеи Израиля / Богуславский С., Эпштейн А.-Д., Эткинд Д. Иерусалим — Санкт-Петербург: Еврейское общество поощре­ния художеств; издательство ДЕАН, 2024. 536 с., ил.

По израильским меркам книга роскошная: отпечатана на мелованной бумаге, с большим количеством иллюстраций. По жанру это научпоп: авторы позволяют себе вольности, например, в описании произведений (где-то указывают размеры работ и год создания, а где-то нет), именной указатель малоинформативен, сам текст неровно отредактирован, некоторые второстепенные события сильно раздуты, а другие (например, история Феликса Тикотина и его музея японского искусства в Хайфе или история одного из самых передовых на сегодня АНУ — Музея еврейского народа при Тель-Авивском университете) не упомянуты вовсе.

Тем не менее книга предоставляет богатый материал для размышлений. Глубочайшее уважение вызывают воистину титанические усилия творческой интеллигенции привить культуру социуму, изначально не привыкшему эту самую культуру потреблять.

Тель-Авивский музей изобразительных искусств.  Фото: Wikimedia Commons
Тель-Авивский музей изобразительных искусств.
Фото: Wikimedia Commons

Подвижником был Борис Шац — уроженец Каунаса, ученик скульптора Марка Антокольского, открывший в 1906 году в Иерусалиме школу ремесел «Бецалель». Первые 20 лет школа еле сводила концы с концами. После того как отец-основатель, отправившись в США искать финансовую помощь, неожиданно там умер, школу закрыли, но через пару лет она возродилась и сегодня является главным творческим вузом страны — Академией искусств «Бецалель».

Первый художественный музей на территории нынешнего Израиля возник за 15 лет до провозглашения государства — в 1932 году, стараниями мэра Тель-Авива, уроженца Бессарабии Мэира Дизенгофа, который пожертвовал для этой цели собственный дом. Первым директором тель-авивского музея стал бежавший от фашизма немецкий искусствовед, выпускник Гейдельбергского университета Карл Шварц, который привез с собой 700 книг по искусству и 1,3 тыс. произведений графики, тем самым заложив основу музейной коллекции рисунка. А преемник Шварца, второй директор Ойген Колб, сумел расширить собрание, опираясь на неформальные отношения с европейскими деятелями культуры. Пегги Гуггенхайм, с которой, судя по всему, у директора был роман, в середине 1950-х передала ему 36 работ современных художников, в том числе Андре Массона, Джексона Поллока и Ива Танги.

Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.  Фото: Jewish people museum
Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.
Фото: Jewish people museum

Удивительным было и создание в 1930-е годы единственного в своем роде художественного музея в кибуце Эйн-Харод — детища художника Хаима Атара. Первые работы в коллекцию он покупал на собственные деньги или принимал в дар. Коллеги по кибуцу к его деятельности были равнодушны. «Хаим Атар, ценивший то время, когда он мог рисовать при естественном освещении, был вынужден вечерами и ночами работать в кибуцной столярной мастерской и на кухне, чтобы заслужить право посвящать дневные часы творчеству», — сообщают авторы книги. Сегодня музей, давно занимающий специально построенное для него здание, — гордость страны. Хотя его полный каталог до сих пор не составлен.

Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.  Фото: Jewish people museum
Экспозиция в АНУ — Музее еврейского народа при Тель-Авивском университете.
Фото: Jewish people museum

Судя по книге, искусство Израиля развивается, колеблясь между двумя полюсами: стремлением стать частью глобального мира и поиском собственной идентичности. Когда преобладает первый вектор (а пик этого случился в послевоенные десятилетия), то в стране проходят выставки «Сто лет флагманского искусства» (1954) или «Пятьдесят лет французской живописи» (1953), а Марку Шагалу заказывают гобелены для кнессета. (Шагалу в книге посвящена отдельная глава. Авторов волнует вопрос, почему же самый знаменитый еврейский художник так и не переехал жить в Израиль, хотя ему сулили все блага мира.) Когда же верх берет, что называется, поиск корней, то на первый план выдвигаются не столько пластические достоинства произведений или новаторский язык, сколько локальная проблематика. Именно этот вектор, судя по всему, преобладает сегодня.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+