Стать художником Юрий Ларин (1936–2014) мечтал с детства, но исполнению этой мечты мешали обстоятельства. Когда был казнен его отец, государственный деятель Николай Бухарин, и репрессирована мать, Анна Ларина, Юре было меньше двух лет от роду; долгое время он воспитывался в детском доме. Систематически заниматься изобразительным искусством он смог только в годы оттепели — и в итоге стал профессиональным художником, причем самостоятельно мыслящим, с собственными задачами. Персональная выставка «Живопись предельного состояния» в Новой Третьяковке, не претендуя на статус всеобъемлющей ретроспективы, дает тем не менее отчетливое представление обо всех этапах его пути — с 1970-х до начала 2010-х годов.
Главным жанром для Ларина был пейзаж, поэтому структуру экспозиции определила география его поездок — сначала по СССР, а впоследствии и по странам Европы. Неменьший интерес вызывают портреты и натюрморты. Связь между всеми этими произведениями (художник работал в масляной живописи и в акварели) определяется индивидуальным методом, который сам Ларин именовал концепцией предельного состояния. Цель своей работы художник видел в том, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до того предела, когда музыкальное начало в живописи начинает брать верх, но не уничтожает изобразительное. При всей дальнейшей трансформации взглядов этот принцип оставался для Ларина основополагающим.
Новая Третьяковка
«Юрий Ларин. Живопись предельного состояния»
До 19 января