18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Ларин — художник, который боролся за музыкальность

Юрий Ларин. «Сад». 2000.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Ларин. «Сад». 2000.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Первая персональная выставка Юрия Ларина в Третьяковской галерее состоялась через десять лет после его ухода из жизни. В нее вошли произведения 1970–2010-х годов из фондов музея, собрания семьи художника и коллекции семьи Дмитрия Сарабьянова

Стать художником Юрий Ларин (1936–2014) мечтал с детства, но исполнению этой мечты мешали обстоятельства. Когда был казнен его отец, государственный деятель Николай Бухарин, и репрессирована мать, Анна Ларина, Юре было меньше двух лет от роду; долгое время он воспитывался в детском доме. Систематически заниматься изобразительным искусством он смог только в годы оттепели — и в итоге стал профессиональным художником, причем самостоятельно мыслящим, с собственными задачами. Персональная выставка «Живопись предельного состояния» в Новой Третьяковке, не претендуя на статус всеобъемлющей ретроспективы, дает тем не менее отчетливое представление обо всех этапах его пути — с 1970-х до начала 2010-х годов.

Юрий Ларин. «Малаховка. Выход из вод». 2012.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Ларин. «Малаховка. Выход из вод». 2012.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Главным жанром для Ларина был пейзаж, поэтому структуру экспозиции определила география его поездок — сначала по СССР, а впоследствии и по странам Европы. Неменьший интерес вызывают портреты и натюрморты. Связь между всеми этими произведениями (художник работал в масляной живописи и в акварели) определяется индивидуальным методом, который сам Ларин именовал концепцией предельного состояния. Цель своей работы художник видел в том, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до того предела, когда музыкальное начало в живописи начинает брать верх, но не уничтожает изобразительное. При всей дальнейшей трансформации взглядов этот принцип оставался для Ларина основополагающим.

Новая Третьяковка
«Юрий Ларин. Живопись предельного состояния»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+