18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Средневековье — двигатель витражного прогресса

Чарльз Джей Конник. Большое западное окно в алтаре храма Четвертой пресвитерианской церкви в Чикаго. 1930. Фрагмент.  Фото: Fourth Presbyterian Church
Чарльз Джей Конник. Большое западное окно в алтаре храма Четвертой пресвитерианской церкви в Чикаго. 1930. Фрагмент.
Фото: Fourth Presbyterian Church
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Новое — это хорошо вспомненное старое. Вероятно, подобным внутренним девизом руководствовался герой новой биографической книги — художник Чарльз Джей Конник, чей неоготический стиль получил популярность в США столетие назад

В начале XX века витражи в Северной Америке ассоциировались главным образом с художниками-дизайнерами Джоном Ла Фаржем и Луисом Комфортом Тиффани, которые использовали новую технику опалового стекла. Его светонепроницаемая текстура и живописный стиль имели мало общего со старинными образцами. Современный эксперт по витражу Питер Кормак, осуждая «женственную вульгарность окон из опалового стекла», в биографическом исследовании творчества Чарльза Джея Конника (1875–1945) в заслугу герою своей книги ставит именно обращение к средневековым технологиям.

Peter Cormack. Charles J. Connick: America’s Visionary Stained Glass Artist.  Yale University Press. 376 с.: 297 цв. и ч/б ил. £60, $75. На английском языке
Peter Cormack. Charles J. Connick: America’s Visionary Stained Glass Artist. Yale University Press. 376 с.: 297 цв. и ч/б ил. £60, $75. На английском языке

Родившийся в Пенсильвании в бедной семье, Конник проявил талант художника, несмотря на отсутствие специального образования, и сначала работал иллюстратором в газете Pittsburgh Press. Встреча с одним из партнеров витражной фирмы Rudy Brothers and Reich изменила его судьбу: он увлекся дизайном. Переехав в Бостон, он познакомился с архитектором Ральфом Адамсом Крэмом, который особенно восхищался английским мастером витражей из движения «Искусства и ремесла» Кристофером Уоллом. Энтузиазм Крэма имел решающее значение для карьеры Конника. В 1909 году он получил первый заказ на изготовление витража, а в следующем году отправился в поездку по Англии и Франции, где более всего был поражен замысловатыми окнами собора XIII века в Шартре. В 1913 году Чарльз Джей Конник, собрав команду художников и стекольщиков, открыл собственную мастерскую в Бостоне.

Кормак изучает развитие стиля Конника, который никогда не был рабом историзма. Его стиль идеально подходил для декорирования неоготических церквей, строительство которых широко развернулось в те годы. В числе заказов Конника такие важные здания, как собор Святого Иоан­на Богослова в Нью-Йорке, собор Грейс в Сан-Франциско и часовня Принстонского университета в Нью-Джерси. Витражи мемориальной часовни Хайнц в Университете Питтсбурга — высокого элегантного неоготического здания, спроектированного Чарльзом Клаудером, — входят в число безусловных шедевров мастера.

Чарльз Джей Конник. «Ангелы Грааля», фрагмент витража «Святой » (1919). Проктер-холл, аспирантура Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси. Фото: Princeton University Graduate College, Princeton NJ
Чарльз Джей Конник. «Ангелы Грааля», фрагмент витража «Святой » (1919). Проктер-холл, аспирантура Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси.
Фото: Princeton University Graduate College, Princeton NJ

В 1937 году он опубликовал книгу «Приключения в свете и цвете: введение в ремесло витражей». Упоминание света в названии играет особую роль, поскольку художник придавал первостепенное значение его влиянию на стекло. Конник глубоко интересовался литературой, прежде всего поэзией, и сюжеты его окон нередко были вдохновлены прочитанным. Он был тихим, но обаятельным человеком с чувством юмора и любовью к витиеватым фразам вроде такой: «…Витражам, как и всем нам, нужен мирный сон после захода солнца, вот почему я считаю замечательной мысль позволять им занимать свое место при свете дня и кротко не замечать их с наступлением темноты».

После смерти владельца мастерской его команда продолжала работу в том же духе еще четыре десятилетия, до 1986 года.

Кормак справедливо утверждает, что «творческое, поэтическое исследование Конником старинного витража и признание им принципиально антиреалистической, неживописной природы этого медиума, возникшего в раннем Средневековье, все больше проявлялись в его работе как мощное средство современного визуального выражения».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+