18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Российский антикварный салон отмечает юбилей

Российский антикварный салон.  Фото: Российский антикварный салон
Российский антикварный салон.
Фото: Российский антикварный салон
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Главная российская ярмарка антиквариата пройдет в 50-й раз — с 27 ноября по 1 декабря. Ее темой стало «Наследие», а к старому искусству присоединились дизайн и ювелирное искусство

«Фундамент цивилизованного арт-рынка России» — так назвал свое детище Василий Бычков, основатель Российского антикварного салона. И это не пустые слова: ярмарка остается главным событием в области торговли старым искусством, она четверть века проходит два раза в год и с 27 ноября по 1 декабря 2024-го состоится в Москве, в Гостином Дворе на Ильинке, в 50-й раз. За это время салон претерпевал разные изменения, и теперь в фокусе его внимания не только антиквариат, но и ювелирное искусство и дизайн интерьеров. Неизменным организатором ярмарки остается компания «Экспо-парк Выставочные проекты».

ДОСЬЕ
Российский антикварный салон

Первый салон состоялся в 1996 году в Центральном доме художника (18 участников) и с тех пор обычно проходит два раза в год. В начале 2000-х спрос на старое искусство стал высоким, салон развивался по экстенсивному пути: число участников достигло 200, стенды заняли все пространство ЦДХ, все три этажа, и «уперлись» в стены и крышу. В 2004 году начался переход в качество: на втором, главном, этаже была выделена ВИП-зона для самых крупных и уважаемых галерей. В 2010 году появился полноценный и статусный зарубежный участник — галерея Maison d’Art (Монте-Карло) со старыми мастерами. В 2010-х стали обычными экспертный совет, который отсматривает все стенды ярмарки на предмет качества, и тематические спецпроекты. В 2005-м таким проектом был «Рококо из фондов российских музеев и частных коллекций». В 2009 году выставку «Эпоха Николая I. Искусство парада» курировал коллекционер Сергей Подстаницкий. В 2011-м куратором проекта «Живопись Италии XIV–XVIII веков из частных собраний» была Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 2013-м «Малыми голландцами» занимался Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров того же музея. В один из сезонов проект, посвященный винтажному женскому белью, в ЦДХ представляли девушки в корсетах, а выставку на тему охоты — наездница на живой лошади и с борзыми. В какой-то момент арт-рынок стал таким активным, что решено было устраивать, помимо основных салонов, еще две ярмарки — книги и советского искусства.

Пандемия, а потом экономический кризис нанесли арт-рынку (как и любому другому) удар, однако салон стойко его выдержал. Последние выпуски ярмарки проходят в Гостином Дворе на Ильинке. За эти годы Российский антикварный салон посетило более 1 млн человек.

Еще…

У предстоящего салона будет рекордное число участников — 191 галерея, а главной темой выбрано «Наследие». Галеристы отберут по одному предмету из своих собраний и сопроводят их на стендах QR-кодами с описанием. Наследие складывается серьезное. Например, Inna Khegay Gallery представляет полотно Василия Тропинина «Гитарист», уменьшенное авторское повторение одной из самых популярных картин художника, изображающей автора «Полной школы для семиструнной гитары» и «Исторического очерка русской оперы», графа Владимира Ивановича Моркова.

Российский антикварный салон.  Фото: Российский антикварный салон
Российский антикварный салон.
Фото: Российский антикварный салон

Петербургская Suslov Fine Arts представит комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Галерея Дамирова покажет «сухопутное» полотно Ивана Айвазовского «Пейзаж с волами» (1867) — одна из подобных работ принадлежала Александру II.

Галерея «Антик-инвест» выставляет эскиз ворот для русского павильона в Венеции (1914): это две большие створки, на которых среди буйных картушей изображены вздыбившиеся кони. Есть и зарубежное искусство. Например, «Мадонна с грушей» итальянского мастера начала XVI века Франческо Верлы, представленная галереей «Коносьеръ». Из работ, участвующих в проекте, складывается настоящий музей.

Специальная экспозиция салона тоже посвящена наследию. Это «Историческое наследие великой России» — редкие образцы «могучей русской бронзы» (по словам критика рубежа XIX–XX веков Владимира Стасова) и живопись, которые, по замыслу куратора Людмилы Дементьевой (ГИМ), «хранят устойчивые национальные образы России».

Комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Suslov Fine Arts.  Фото: Российский антикварный салон
Комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Suslov Fine Arts.
Фото: Российский антикварный салон

Впервые на салоне Suslov Fine Arts показывает подборку предметов мебели, многие из которых можно назвать шедеврами в кубе: они созданы ведущими русскими мебельщиками по рисункам известных архитекторов 1760–1880-х годов и происходят из императорских резиденций. Среди них, например, бюро мастера Гамбса в стиле жакоб (около 1800) с многочисленными ящиками, дверками в несколько слоев и пирамидальным обелиском в самой сердцевине.

Древнейшие экспонаты салона — из коллекции Кирилла Данелии. Известный своим собранием Древнего Востока и Азии, он представит ярко расписанный антропоморфный египетский саркофаг жрицы раннептолемеевского времени (III век до н.э.).

Российский антикварный салон.  Фото: Российский антикварный салон
Российский антикварный салон.
Фото: Российский антикварный салон

На салоне можно будет обнаружить произведения буквально всех эпох и жанров. Здесь есть Средневековье (триптих «Благовещение» конца XV века и лиможские эмали), «малые голландцы» («Натюрморт с рёмером и ветчиной» Виллема Класа Хеды, XVII век), русская классика («У крепостной стены» Василия Поленова, 1876), постимпрессионизм («Овцы в хлеву в Перигоре» Николая Тархова, 1907) и так далее. В великом изобилии будут представлены предметы прикладного искусства.

На другом конце хронологической оси — произведения дизайнерского искусства: более 60 дизайнеров, мебельных, текстильных и световых брендов. В отдельном разделе — произведения современных российских ювелиров, победителей престижных мировых конкурсов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+