18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Четыре имени и океан экстравагантности Тамары Лемпицкой

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Ретроспектива таинственной польской художницы в Сан-Франциско состоит из четырех глав, каждая посвящена одному из имен Тамары Лемпицкой и соответствующей ему персоне. Предисловие к каталогу написала звезда Голливуда

Идея выставки Тамары Лемпицкой (1894–1980) родилась после того, как три года назад Музей де Янга приобрел на аукционе портрет дочери художницы, Кизетт, выполненный в 1937 году. Картина стала первым произведением Лемпицкой, купленным в коллекцию американского музея, и сейчас она экспонируется впервые. В роли сокураторов выставки выступили исследователь творчества художницы Джойя Мори и сотрудник музея Фурио Ринальди, сыгравший определяющую роль в приобретении работы.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

Выставка состоит из четырех глав, каждая из которых посвящена одному из имен и соответствующей ему персоне: за свою жизнь художница не раз меняла их. Во-первых, Тамара Роза Гурвиц. Совсем недавно выяснилось, что это ее имя, полученное при рождении (а не Мария Гурвич-Гурская), которое семья скрывала, опасаясь антисемитских настроений, царивших в Восточной Европе. Во-вторых, мсье Лемпицки. В Париже в начале 1920-х художница подписывала свои работы мужским именем, чтобы ее воспринимали более серьезно. В-третьих, Тамара де Лемпицка. Приставка «де» возникла перед фамилией, чтобы обозначить «аристократический» статус. И наконец, баронесса Куффнер — подпись, которую она использовала после того, как в 1934 году во второй раз вышла замуж и пять лет спустя переехала в США с супругом, бароном Раулем Куффнером.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

Значительную часть экспонатов на выставку предоставил парижский Центр Помпиду, в том числе картину «Девушка в зеленом платье» («Девушка в перчатках») (1930–1931), которая, по словам Ринальди, «не только отражает энигматичность Лемпицкой, но и представляет новый тип женщины, сформировавшийся после Первой мировой войны». Среди других выдающихся экспонатов — «Портрет миссис Буш» (1929) с почти футуристическими небоскребами и «Прекрасная Рафаэла» (1927) — вероятно, самое известное ню одной из подруг художницы, в котором куратор обращает особое внимание на изысканный ракурс.

Помимо картин 1920-х годов, которые последние полвека коллекционировали такие знаменитости, как Мадонна, Джек Николсон и Барбра Стрейзанд (актриса написала предисловие к каталогу), в экспозицию вошли ранние рисунки и более поздние работы художницы. Для контекста добавлены предметы интерьера, скульптуры и платья в стиле ар-деко.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

«Мы активно сотрудничали с внучкой и правнучкой Лемпицкой, которые предоставили в наше распоряжение архивные фотографии и документы, — рассказывает Ринальди. — Благодаря этим документам нам удалось узнать ее настоящее имя и год рождения: при жизни художница так часто меняла версии относительно своего возраста, что точная дата ее рождения до сих пор оставалась неизвестной».

После Сан-Франциско выставка отправится в Музей изящных искусств в Хьюстоне, где хранится архив Лемпицкой. Прожив в Хьюстоне несколько лет, она переехала в Мексику в 1978 году. Когда три года спустя художница умерла, Кизетт по просьбе матери арендовала вертолет и развеяла ее прах над вулканом. Даже в смерти ей была важна экстравагантность.

Музей де Янга
«Тамара де Лемпицка»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+