18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Четыре имени и океан экстравагантности Тамары Лемпицкой

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Ретроспектива таинственной польской художницы в Сан-Франциско состоит из четырех глав, каждая посвящена одному из имен Тамары Лемпицкой и соответствующей ему персоне. Предисловие к каталогу написала звезда Голливуда

Идея выставки Тамары Лемпицкой (1894–1980) родилась после того, как три года назад Музей де Янга приобрел на аукционе портрет дочери художницы, Кизетт, выполненный в 1937 году. Картина стала первым произведением Лемпицкой, купленным в коллекцию американского музея, и сейчас она экспонируется впервые. В роли сокураторов выставки выступили исследователь творчества художницы Джойя Мори и сотрудник музея Фурио Ринальди, сыгравший определяющую роль в приобретении работы.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

Выставка состоит из четырех глав, каждая из которых посвящена одному из имен и соответствующей ему персоне: за свою жизнь художница не раз меняла их. Во-первых, Тамара Роза Гурвиц. Совсем недавно выяснилось, что это ее имя, полученное при рождении (а не Мария Гурвич-Гурская), которое семья скрывала, опасаясь антисемитских настроений, царивших в Восточной Европе. Во-вторых, мсье Лемпицки. В Париже в начале 1920-х художница подписывала свои работы мужским именем, чтобы ее воспринимали более серьезно. В-третьих, Тамара де Лемпицка. Приставка «де» возникла перед фамилией, чтобы обозначить «аристократический» статус. И наконец, баронесса Куффнер — подпись, которую она использовала после того, как в 1934 году во второй раз вышла замуж и пять лет спустя переехала в США с супругом, бароном Раулем Куффнером.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

Значительную часть экспонатов на выставку предоставил парижский Центр Помпиду, в том числе картину «Девушка в зеленом платье» («Девушка в перчатках») (1930–1931), которая, по словам Ринальди, «не только отражает энигматичность Лемпицкой, но и представляет новый тип женщины, сформировавшийся после Первой мировой войны». Среди других выдающихся экспонатов — «Портрет миссис Буш» (1929) с почти футуристическими небоскребами и «Прекрасная Рафаэла» (1927) — вероятно, самое известное ню одной из подруг художницы, в котором куратор обращает особое внимание на изысканный ракурс.

Помимо картин 1920-х годов, которые последние полвека коллекционировали такие знаменитости, как Мадонна, Джек Николсон и Барбра Стрейзанд (актриса написала предисловие к каталогу), в экспозицию вошли ранние рисунки и более поздние работы художницы. Для контекста добавлены предметы интерьера, скульптуры и платья в стиле ар-деко.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

«Мы активно сотрудничали с внучкой и правнучкой Лемпицкой, которые предоставили в наше распоряжение архивные фотографии и документы, — рассказывает Ринальди. — Благодаря этим документам нам удалось узнать ее настоящее имя и год рождения: при жизни художница так часто меняла версии относительно своего возраста, что точная дата ее рождения до сих пор оставалась неизвестной».

После Сан-Франциско выставка отправится в Музей изящных искусств в Хьюстоне, где хранится архив Лемпицкой. Прожив в Хьюстоне несколько лет, она переехала в Мексику в 1978 году. Когда три года спустя художница умерла, Кизетт по просьбе матери арендовала вертолет и развеяла ее прах над вулканом. Даже в смерти ей была важна экстравагантность.

Музей де Янга
«Тамара де Лемпицка»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+