Среди последних выставочных хитов той музейной жизни, которая была «до», многим запомнился проект «Щукин. Биография коллекции», прошедший в трех музеях (Эрмитаж — ГМИИ им. А.С.Пушкина — Фонд Louis Vuitton). Новая выставка в Пушкинском музее — это не ностальгическая попытка возродить то великолепие, а демонстрация факта, что ни в одну выставку, каким бы «блокбастером» она ни являлась, невозможно вместить всю тему до конца, до самой последней крошечки. Из нового проекта куратора Алексея Петухова мы узнаем, что в предыдущую выставку, посвященную собранию импрессионистов и постимпрессионистов Сергея Щукина, а также коллекциям его трех братьев на самые разные темы (от персидских тканей до древнерусских наличников), вошло отнюдь не все.
О чем же новая выставка? О том, что Сергей Щукин покупал не только передовых французов, но, как и его братья (чья историческая «рухлядь» в 2019 году так поразительно и непривычно заполнила залы греческих слепков ГМИИ), покупал искусство самых разных типов. Оказывается, в его коллекции было древнеегипетское искусство, японское, русская иконопись, итальянские и нидерландские старые мастера. После революции большая часть его собрания была распределена по профильным музеям, которые объединились сейчас, чтобы ненадолго воссоздать ту знаменитую коллекцию.
Его братья также появляются на полях выставки, как и один из сыновей — Иван, увлекавшийся коллекционированием. При этом, хотя проект разворачивается в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, его создатели подразумевают совсем другое здание, находящееся неподалеку, но, к большому сожалению Ирины Антоновой, частью музейного городка не ставшее, — бывший особняк Сергея Щукина, ныне занятый Минобороны. Именно по его комнатам как будто ходят посетители, его интерьеры, хотя бы пунктирно, воссозданы (с использованием архивных фотографий). Так, некоторые азиатские объекты помещены рядом с теми французскими картинами, вместе с которыми они стояли при Щукине. «Мы эти пары восстанавливаем по фотографиям, — говорит Петухов. — В нашей стране никогда еще эта коллекция не показывалась в таком объединенном, реконструированном виде. Сезанн и Дерен показаны в диалоге с живописью Китая, а Гоген и Пикассо — с Древним Египтом».
Вот раздел выставки, посвященный Розовой гостиной в особняке Щукина, которая ассоциируется с висевшими там картинами Анри Матисса, весьма своеобразно вступившими в диалог с оформлением стен в стиле рококо. «Пытаясь реконструировать эту комнату, все всегда в ней проявляли только один слой, но никто никогда не искал такие банальные вещи, как мебель, вазы, скульптура из этого ансамбля. А мы это сделали», — рассказывает куратор.
Кстати, еще неожиданный матиссовский сюжет. По архивным документам удалось восстановить, какие именно русские иконы покупал Щукин (яркого и обобщенного письма). И стало очевидно, что Матисс, потрясение которого от нашей иконописи общеизвестно, смотрел ее не только в собраниях Третьякова и Остроухова, но и у своего постоянного покупателя, причем, вероятно, в первую очередь у него.
Другой зал воспроизводит комнату, где висели старые мастера. Впрочем, по словам Алексея Петухова, назвать это «залом старых мастеров» нельзя. «Он состоял не только из картин. В нем было перемешано все, совершенно удивительным образом. Вместе стояли и русские шитые иконы, и делфтские вазы, и буддийские танка».
Еще сюжет, ведущий происхождение из упомянутого выше блокбастера. Одной из самых запоминающихся и грустных частей той выставки был зал, посвященный брату Ивану, который разорился, был вынужден продать свою коллекцию за границей и покончил с собой. В затянутом черным зале лаконично висели лишь его портрет кисти Игнасио Сулоаги и эльгрековская «Мария Магдалина», купленная в Будапешт. Но вот на нынешней выставке мы увидим гораздо более значительные фрагменты коллекции Ивана Щукина. Выяснилось, что они были выкуплены Сергеем и оказались в том же самом особняке.
Чтобы воскресить эту разрозненную коллекцию, сотрудникам музея потребовались многолетние исследования архивов. Благодаря им стало понятно, куда разошлись некоторые из вещей Сергея Щукина — и вот сейчас они воссоединяются, прибыв из Музея Востока (где недавно завершилась похожая выставка, но про брата Петра), усадьбы Кусково, куда попало колоссальное собрание щукинского фарфора, а также из Эрмитажа, Третьяковки и ряда других музеев.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
До 16 марта