18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Португалии убежище для паломников превратили в заповедник искусства

Реконструкция португальского монастыря Леса-ду-Балиу не привела к искажению исторического облика средневековых построек.  Фото: Alexandre Delmar
Реконструкция португальского монастыря Леса-ду-Балиу не привела к искажению исторического облика средневековых построек.
Фото: Alexandre Delmar
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Над проектом реконструкции и реставрации средневекового монастыря Леса-ду-Балиу работал великий Алвару Сиза. Он соединил новации с бережным отношением к прошлому. Этому же принципу будет следовать и культурный центр, возникший на территории монастыря

Монастырь Леса-ду-Балиу получил статус национального памятника более 100 лет назад, одним из первых в Португалии. Недавно этот архитектурный комплекс открыл новую страницу в своей 600-летней истории: под руководством именитого архитектора Алвару Сизы он превращен в культурный центр.

Рассказывают, что монастырь, стоящий на берегу реки Леса в 8 км к северу от города Порту, был построен на руинах храма, посвященного римскому богу Юпитеру. Считается, что первые христианские богослужения проводились здесь еще более тысячи лет назад, а в Х веке это место занял монастырь ордена святого Бенедикта. Примерно два столетия спустя здесь расположился орден рыцарей-госпитальеров, которые защищали паломников, следовавших по португальскому отрезку «Камино де Сантьяго» — «Пути святого апостола Иакова».

Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку.  Фото: Duccio Malagamba
Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку.
Фото: Duccio Malagamba

Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку. В 1372 году монастырь Леса-ду-Балиу стал свидетелем важного события в португальской истории, когда Фернанду I тайно обвенчался здесь с Леонорой Теллеш де Менезеш после разрыва помолвки с испанской принцессой. Хотя в 1834 году монахи покинули комплекс, его церковь, Санта-Мария де-Ла-Леса-ду-Балиу, по-прежнему действует.

За свою долгую историю монастырь многажды служил убежищем — то для тайно венчающихся пар, то для паломников. Нынешние хозяева надеются, что теперь он станет прибежищем для культуры. В 2016 году комплекс зданий приобрела портфельная компания Lionesa Group, возглавляемая Педру Пинту и его семьей. В числе прочего им принадлежит знаменитый книжный магазин Livraria Lello в Порту. Но их первым бизнес-объектом стал расположенный неподалеку от монастыря деловой центр, в котором работает более 120 компаний. Lionesa Group приобрела эту территорию, чтобы расширить свой бизнес-парк, и поручила архитектору Алвару Сизе превратить монастырь Леса-ду-Балиу в культурный центр и штаб-квартиру благотворительного фонда Livraria Lello.

Сиза, которому уже 91 год, продолжает работать. По словам архитектора Антониу Чупины, сотрудничавшего с ним на этом проекте, целью мастера было сохранить характер монастыря и его традиционную функцию религиозного объекта, но при этом сделать его посещение опытом, подходящим для всех.

«Открытая скульптура» (2024) Алвару Сизы представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор. Фото: Augusto Custodio
«Открытая скульптура» (2024) Алвару Сизы представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор.
Фото: Augusto Custodio

В рамках реконструкции старую силосную яму, когда-то использовавшуюся в качестве склада, превратили в круглый фонтан, чтобы посетители могли снять обувь и окунуть ноги в прохладную воду. Это отсылка к тому, что Леса-ду-Балиу прежде давал пристанище усталым паломникам. Кроме того, омовение ног перед входом в места культа служит важным очистительным ритуалом в авраамических культурах. Пройдя фонтан, посетители оказываются у «Открытой скульптуры» (2024) Алвару Сизы, которая представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор.

Сиза демонтировал имевшиеся в здании незначительные структурные элементы, чтобы придать пространству больше целостности. Он рассказывает, что гранитные части сохранили, а двери, окна и полы восстановили там, где было возможно, и перестроили там, где было необходимо. Как сообщает фонд, семья Педру Пинту потратила €2 млн на первый этап преобразований в монастыре и планирует вложить в него еще €10 млн.

Следующим шагом станет освоение участка между монастырем и бизнес-центром Lionesa. Фонд Livraria Lello привлек к этой задаче португальского ландшафтного архитектора Сидониу Пардала. Он поможет Сизе создать сад площадью 38 тыс. кв. м, работы над которым планируется завершить к 2025 году. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+