18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Португалии убежище для паломников превратили в заповедник искусства

Реконструкция португальского монастыря Леса-ду-Балиу не привела к искажению исторического облика средневековых построек.  Фото: Alexandre Delmar
Реконструкция португальского монастыря Леса-ду-Балиу не привела к искажению исторического облика средневековых построек.
Фото: Alexandre Delmar
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Над проектом реконструкции и реставрации средневекового монастыря Леса-ду-Балиу работал великий Алвару Сиза. Он соединил новации с бережным отношением к прошлому. Этому же принципу будет следовать и культурный центр, возникший на территории монастыря

Монастырь Леса-ду-Балиу получил статус национального памятника более 100 лет назад, одним из первых в Португалии. Недавно этот архитектурный комплекс открыл новую страницу в своей 600-летней истории: под руководством именитого архитектора Алвару Сизы он превращен в культурный центр.

Рассказывают, что монастырь, стоящий на берегу реки Леса в 8 км к северу от города Порту, был построен на руинах храма, посвященного римскому богу Юпитеру. Считается, что первые христианские богослужения проводились здесь еще более тысячи лет назад, а в Х веке это место занял монастырь ордена святого Бенедикта. Примерно два столетия спустя здесь расположился орден рыцарей-госпитальеров, которые защищали паломников, следовавших по португальскому отрезку «Камино де Сантьяго» — «Пути святого апостола Иакова».

Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку.  Фото: Duccio Malagamba
Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку.
Фото: Duccio Malagamba

Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку. В 1372 году монастырь Леса-ду-Балиу стал свидетелем важного события в португальской истории, когда Фернанду I тайно обвенчался здесь с Леонорой Теллеш де Менезеш после разрыва помолвки с испанской принцессой. Хотя в 1834 году монахи покинули комплекс, его церковь, Санта-Мария де-Ла-Леса-ду-Балиу, по-прежнему действует.

За свою долгую историю монастырь многажды служил убежищем — то для тайно венчающихся пар, то для паломников. Нынешние хозяева надеются, что теперь он станет прибежищем для культуры. В 2016 году комплекс зданий приобрела портфельная компания Lionesa Group, возглавляемая Педру Пинту и его семьей. В числе прочего им принадлежит знаменитый книжный магазин Livraria Lello в Порту. Но их первым бизнес-объектом стал расположенный неподалеку от монастыря деловой центр, в котором работает более 120 компаний. Lionesa Group приобрела эту территорию, чтобы расширить свой бизнес-парк, и поручила архитектору Алвару Сизе превратить монастырь Леса-ду-Балиу в культурный центр и штаб-квартиру благотворительного фонда Livraria Lello.

Сиза, которому уже 91 год, продолжает работать. По словам архитектора Антониу Чупины, сотрудничавшего с ним на этом проекте, целью мастера было сохранить характер монастыря и его традиционную функцию религиозного объекта, но при этом сделать его посещение опытом, подходящим для всех.

«Открытая скульптура» (2024) Алвару Сизы представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор. Фото: Augusto Custodio
«Открытая скульптура» (2024) Алвару Сизы представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор.
Фото: Augusto Custodio

В рамках реконструкции старую силосную яму, когда-то использовавшуюся в качестве склада, превратили в круглый фонтан, чтобы посетители могли снять обувь и окунуть ноги в прохладную воду. Это отсылка к тому, что Леса-ду-Балиу прежде давал пристанище усталым паломникам. Кроме того, омовение ног перед входом в места культа служит важным очистительным ритуалом в авраамических культурах. Пройдя фонтан, посетители оказываются у «Открытой скульптуры» (2024) Алвару Сизы, которая представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор.

Сиза демонтировал имевшиеся в здании незначительные структурные элементы, чтобы придать пространству больше целостности. Он рассказывает, что гранитные части сохранили, а двери, окна и полы восстановили там, где было возможно, и перестроили там, где было необходимо. Как сообщает фонд, семья Педру Пинту потратила €2 млн на первый этап преобразований в монастыре и планирует вложить в него еще €10 млн.

Следующим шагом станет освоение участка между монастырем и бизнес-центром Lionesa. Фонд Livraria Lello привлек к этой задаче португальского ландшафтного архитектора Сидониу Пардала. Он поможет Сизе создать сад площадью 38 тыс. кв. м, работы над которым планируется завершить к 2025 году. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+