Готика всегда с нами. Имеет смысл говорить не о разнообразных «возрождениях» этого стиля, а о том, что он и не покидал нашу культуру, подобно тому, как дом с привидениями не покидают души предыдущих жильцов. Выставка «Готик модерн» в Художественном музее «Атенеум», который входит в состав Финской национальной галереи, подробно рассматривает влияние средневекового искусства на творчество крупнейших художников эпохи модернизма.
Здесь Эдвард Мунк, Винсент ван Гог и финская художница Хелена Шерфбек вступают в диалог с такими мастерами, как Лукас Кранах Старший, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. Выставку подготовили директор музея Анна-Мария фон Бонсдорфф и Джульет Симпсон, искусствовед из Университета Ковентри. Кураторы уверены, что эта экспозиция, соединяющая мрачное и чувственное, должна пользоваться успехом у молодых посетителей.
Жившие 100 и более лет назад художники, воочию наблюдавшие зарю «века машин» и принесенные им социальные потрясения, рост национализма и начало мировой войны, обращались к готике, чтобы выразить свои тревоги, что породило незаурядные трактовки сексуальности, смерти и травмы. Выставка включает не только картины, рисунки, гравюры и скульптуры, но и мебель и другие объекты. Экспозиция структурирована по темам, в числе которых «Божественный эрос», «Природа и сверхъестественные силы», «Пляска смерти» и так далее. Среди ключевых экспонатов — «Солнце» (1910–1913) Мунка, «Сад смерти» (1896) и «Танец на набережной» (1899) Хуго Симберга, а также «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке» (1872) Арнольда Бёклина.
Кураторы уверены, что выставка позволит увидеть представленных на ней художников в новом контексте. Так, Мунк, пользующийся репутацией самобытного гения, на самом деле творил под влиянием немецкого средневекового искусства.
Одна из самых знаменитых картин в экспозиции — «Череп с горящей сигаретой» (1886) ван Гога, приехавший из музея художника в Амстердаме. Ван Гог написал его в студенческие годы в Антверпене. По словам фон Бонсдорфф, это произведение принято считать юношеской шуткой. «Создается впечатление, что ван Гог написал картину за один сеанс, а поднимающийся от сигареты дым был в числе последних добавленных им деталей. В контексте готического модерна это произведение получает новую интерпретацию», — поясняет она.
Директор музея считает, что в «Черепе» нашло отражение увлечение художников времен ван Гога «Пляской смерти» — популярным сюжетом как в литературной, так и в художественной традиции, который исследовали такие мастера, как Гольбейн и Дюрер. «В западном искусстве со времен Средневековья подобные изображения создавались, — добавляет она, — чтобы напоминать зрителю о быстротечности жизни и в то же время — о мастерстве художника, столь искусно изобразившего это горестное обстоятельство».
Из Хельсинки выставка переедет в Национальный музей Осло, а конец следующего года проведет в венской Альбертине.
Атенеум
«Готик модерн»
До 26 января