18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Зотов» вышел на новую орбиту осмысления конструктивизма

Группа «Коллективные действия». «Лозунг–1977». 1977.  Фото: из архива Андрея Монастырского
Группа «Коллективные действия». «Лозунг–1977». 1977.
Фото: из архива Андрея Монастырского
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Почему конструктивизм мог возникнуть только в нашей стране? Об этом рассказывает выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов»

Если бы выставка «Русское невероятное» проходила не в Центре «Зотов», а где-нибудь в другом месте, едва ли по ее названию можно было бы предположить, что посвящена она конструктивизму. Конструктивистских работ при этом в экспозиции почти нет: невероятно, но факт. Приуроченная к двухлетию институции, выставка оказалась действительно неожиданной и противоречивой — как и сам конструктивизм.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

Кстати, какой он? Первым делом на ум приходят строгие фасады рабочих клубов, домов-коммун, промышленных строений. Впрочем, такие уж ли они строгие? Сочетания цилиндров и параллелепипедов — взять даже само здание хлебозавода, в котором обосновался «Зотов», — выглядят подчас весьма экстравагантно. А если бы конструктивисты могли воплощать все, что хотели, то строили бы отнюдь не земные общежития и хозблоки, а целые воздушные города со стеклянными домами на рессорах, которые бы поворачивались, как подсолнухи, вслед за солнцем, — такие придумал Антон Лавинский.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

«Мое дело предложить» — эти слова, которые Владимир Маяковский адресовал в одном стихотворении ангелам, вполне могли бы служить девизом многих скульпторов 1920-х годов с их несбыточными проектами. А еще Маяковский как-то заметил: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм». Это высказывание и послужило эпиграфом к «Русскому невероятному». В основе выставки лежит довольно почвенническая идея: конструктивизм — именно такой, какой он есть, — мог возникнуть только у нас в стране и при нашем менталитете. И отнюдь не следует считать его модификацией европейского функционализма. Если конструктивизм и притворялся функциональным и практичным, то не так уж блестяще, ведь природа его была, скорее, мечтательная, пусть и мечталось о рационально устроенном будущем.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

Перечень собраний, частных и государственных, откуда были позаимствованы экспонаты, впечатляет: это не только привычные Третьяковская галерея или Музей архитектуры им. А.В.Щусева, но и, например, Музей истории религии и Музей космонавтики. Состав экспозиции действительно получился очень русским и совершенно невероятным: от икон XVII–XIX веков до макета первого искусственного спутника Земли, от деревянного истукана до посмертных слепков кистей Владимира Ленина, от изобретенных Владимиром Татлиным и Петром Митуричем летательных аппаратов до современных инсталляций Юрия Аввакумова и Романа Сакина.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

В начале и в конце своего пути по выставке зритель оказывается в задрапированном темной тканью камерном пространстве, настраивающем на размышления о противоречивости и «русскости» конструктивизма. Сформулировать правильные вопросы и найти ответы помогут кураторы: Александр Ермолаев, Анна Замрий, Андрей Чернихов (внук архитектора Якова Чернихова) и Татьяна Шулика. Основная часть путешествия пролегает через ослепительно белый лабиринт (за архитектуру выставки отвечает бюро dd:A|D под руководством Петра Толпина), поделенный на разделы «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно» и «Вопреки». Сами названия разделов указывают на то, что предпосылки появления конструктивизма здесь ищутся не в истории искусства или истории страны, а в переживании русским человеком пространства, времени, творческого порыва. Так, сперва зритель выходит во чисто поле, где видит суровый пейзаж Георгия Нисского и документацию акции «Лозунг–1977» группы «Коллективные действия». Необозримое пространство большой страны, по мысли кураторов, предопределило свойственные конструктивистам неуемность и космизм намерений, склонность к абстрактному мышлению и формулированию объединяющих идей. По мере продвижения по экспозиции зритель будто бы взлетает все выше и выше — вместе с фантазией художников, зодчих, изобретателей. Вот он уже парит над куполами церквей, над навершиями зданий-шатров «Города Солнца» Ивана Леонидова, над крышами тучерезов (небоскребов), рядом с дирижаблями Александра Лабаса, устремляясь все дальше — в космос. Но, только если вдумчиво читать экспликации, удастся выйти на новую орбиту осмысления конструктивизма.

Центр «Зотов»
«Русское невероятное»
До 23 марта

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+